Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Combat Mission: Africa Korps
Combat Mission — очень любопытная серия, стоящая немного особняком в мире хардкорных стратегических игр. Она — одна из наилучших, наверное, иллюстраций жутко правильного, но и жутко редкого в современном гейминге подхода к разработке игр.
На ее примере можно увидеть, как игра, разрабатываемая фанатами для себя — с душой, с пониманием дела, детально — постепенно превращается в сильный коммерческий продукт, интересный уже не только узкой группе «специалистов», но и «широким геймерским массам» (геймеры-стратеги, конечно, имеются в виду). Если первая CM (Operation Overlord, кажется) была продуктом исключительно «для своих» — то вторая буквально-таки поразила геймерское сообщество, завоевав множество наград и покорив не одно сердце наиболее реалистичной и детальной симуляцией боя, какая только существовала в мире виртуальных баталий. При всем при том игра предлагала достаточно достойный уровень графики и множество многопользовательских возможностей, включая очень удобный и честный режим игры на одном компьютере.
Третья серия — Africa Korps — не сказать, чтобы принципиально шагнула вперед по сравнению со второй. Графика осталась примерно на том же уровне (а если учесть, что арена событий переместилась из богатой растительностью Европы в пустыни и холмы Африки (как хорошо, что есть еще Крит и Италия) — то общая визуалистика так даже в чем-то и проиграла).
А различия в интерфейсе и движке отметит только опытный стратег, прошедший CMBB вдоль и поперек (хотя игра была еще более «отшлифована» и оптимизирована, с учетом всех жалоб, советов и нареканий, присланных пользователями второй части). Тем не менее, это отличное продолжение мощного, хоть и очень своеобразного хита — и мы пишем эту ревьюшку в надежде привлечь внимание тех, кто с таким явлением, как Combat Mission, еще не сталкивался.
Combat Mission — это по сути детальный симулятор сражения двух небольших войсковых групп на ограниченном участке местности, способном нести довольно-таки сложный рельеф плюс все, собственно, что положено нести сельской местности на войне: небольшие здания, укрепления, дерьевья и кусты, дороги, преграды и так далее.
Кампании как таковой тут нет — игроку просыто предложен набор тщательно проработанных карт с пред-выставленными группами войск. Каждую карту можно пройти против компьютерного искусственного интеллекта (и это не так просто), а можно и против другого человека — по сети, или даже по переписке, или на одном компьютере.
Игра на одном компьютере или по переписке — как бы по умолчанию предполагает, что стратегия, в которую вы играете — пошаговая, со всеми, сопутствующими пошаговкам, условностями и ограничениями. Однако же, нет — и может быть, именно этой своей особенности игровой системы, позволившей примирить реальное время и последовательное совершение ходов, серия и обязана своей популярностью.
Устроено все хитро — сначала в условиях остановленного времени каждая из сторон отдает приказы каждому из своих подразделений. Затем наступает «минута активного времени», когда игра рассчитывает и показывает происходящее на поле боя в режиме реального времени в течении минуты — войска пытаются выполнить приказы своих командиров (проявляя собственную инициативу, если того требуют обстоятельства — например если они вдруг увидели неприятеля), в то время как те имеют возможность только наблюдать за происходящим.
В распоряжение каждого из игроков в результате оказывается что-то вроде трехмерного мультфильма. Они могут изучать его с разных ракурсов и разных степеней приближения; проматывать, перематывать, ставить на паузу — все это с целью понять, что и где провзаимодействовало с их войсками (потому что о противнике известно только то, что видят глаза или слышат уши каждого из своих солдат). После внимательного изучения текущих событий и обдумывания боевой обстановки стороны снова отдают новые приказы (или оставляют в силе прежние) — и наступает следующий шаг обсчета. И снова. И снова — пока какая-то из сторон не достигнет поставленных перед нею целей, или не уничтожит полностью противника, или не добьется его капитуляции.
Таким образом, игровой процесс является сложной интеллектуальной дуэлью. Нечто вроде трехмерных шахмат — только вместо абстрактных фигур вы оперируете боевыми единицами, все параметры, способности и модели поведения которых авторы игры постарались приблизить к реальной жизни в проекции на боевые реалии второй мировой.
По крайней мере, в той степени, в которой самим авторам эти реалии известны — а известны они, думается, недурно, недаром игра заслужила одобрение как серьезных воргеймеров, так и специалистов по военной истории. Моделируются зоны и условия видимости и слышимости, распознавание техники по производимому ею звуку, цепочки командования, боевая мораль и усталость солдат, их опыт, обеспеченность боеприпасами. Тщательно смоделированы зоны поражения и особености бронирования боевых машин, поправки на скорость при стрельбе, разные способы движения как для машин, так и для отдельных солдат. И многое другое, что трудно охватить взглядом дилетанта.
Но важнее другое — даже дилетант может сесть и начать играть в CMAK, и ему будет интересно, если ему вообще интересны умные игры. Конечно, это не будет просто — это вам не Блицкриг какой-нибудь. Придется поразбираться, поэкспериментировать, подогадываться, покопаться в мануалках (благо добрые разработчики положили на CD полную документацию в PDF-формате — на английском, разумеется). Но тем, кто пройдет через все это — этим РЕАЛЬНЫМ СТРАТЕГАМ, жаждущим серьезной битвы мозгов — будет настоящее счастье, выраженное во многих и многих часах жизни в виртуале :) Им реально — созерцая сегодняшее положение дел в индустрии — будет не на что сменять новую забаву.
Любителей мощных графических решений — нужно предупредить, однако, что визуально игра вовсе не представляет собой конфетки. Она показывает все, что нужно показывать — при этом не ранит эстетические чувства (как это делают, к примеру, поделки вроде Westfront) — но и не более. Какие-то пейзажи, в которые вы будете вглядываться, разместив свою камеру буквально за плечами командира танка — будут выглядеть достаточно убедительно (по крайней мере при наличии воображения), но какие-то предстанут достаточно неубедительной «виртуальной пустыней».
Модели солдат и техники достаточно хороши — но эффектно работают только в сочетании с элементами ландшафта, которые не всегда в наличии в достаточном количестве. Спецэффекты часто очень недурны — но, конечно, несопоставимы с играми, созданными со множеством рисованных элементов в расчете на визуальное впечатление (те же Блицкриг и Противостояние-4). Графика этой игры — рождается в воображении, не на экране.
Резюмируя — идеальное решение для любителей сложных игр, жаждущих обретения инструмента для доказательства своего интеллектуального превосходства себе подобным. Великолепная военная головоломка для коротания часов в одиночестве. Одно из лучших средств погрузиться в атмосферу второй мировой — не ощущениями (тут вам больше подойдут военные шутеры), но опять же посредством воображения. Рекомендуется в обязательном порядке попробовать всем, кого не пугает необходимость долго обучаться игре.