Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Глубокая заморозка
Как стало известно «Газете.Ru», в субботу, 4 августа, вертолёт с руководителями экспедиции «Арктика-2007», возвращающейся после удачного погружения на дно Северного Ледовитого океана, сел рядом с вмёрзшей в лёд яхтой «Тара». На ней уже полгода дрейфуют сквозь Северный Ледовитый океан французские полярники из экспедиции «Тара Арктика-20072008». Они изучают состояние арктических льдов.
Как рассказали французы «Газете.Ru», встреча оказалась более чем короткой: прилетев на вертолете МИ-8 в 4 утра, наши исследователи заглянули на яхту, подняли тост за успех обеих экспедиций, обменялись сувенирами с французами и уже спустя пару часов улетели обратно на корабль.
Французы, уже успевшие, по своим собственным словам, «одичать», были от встречи в восторге:
Мы не будем вдаваться в политические мотивы погружения на дно Северного Ледовитого океана, но спуститься на такие глубины Арктики настоящий подвиг, говорят участники экспедиции. О приезде русских мы были оповещены заранее с нами связывался Артур Чилингаров и предупреждал, что на обратном пути они заглянут к нам на яхту. Что они и сделали. Правда, от самой встречи осталось какое-то нереальное ощущение все было слишком быстро…
Очнувшись от встречи с российскими гостями, жители «Тары» приступили к своим основным обязанностям.
Их главная задача выяснить, почему льды в Арктике тают с катастрофической быстротой.
Ученые (пять французов и двое российских специалистов), выбрали нестандартную форму для ведения наблюдений за арктическим льдом они вморозили в лед специальную ледового класса яхту «Тара» и дрейфуют вместе с ней, проводя научные наблюдения.
Экспедиция «Тара Арктика-20072008» стартовала летом прошлого года из французского города Лориент. 5 августа яхта «Тара» была уже в Мурманске, где путешественникам открыли российскую границу. А 15 августа мореплаватели пришли в Якутию, в морской порт Тикси. Из Тикси «Тара» вышла 1 сентября и уже через неделю залегла в дрейф на льдине толщиной примерно 1 метр 20 сантиметров. Сейчас яхта дрейфует по направлению к Атлантическому океану вместе с естественным движением льда (как планируют исследователи, верхом на льдине «Тара» пройдет через Северный полюс и, соответственно, пересечет всю Арктику). Вокруг яхты организован лагерь полярников и установлено метеорологическое оборудование.
Как рассказали участники дрейфа «Газете.Ru», поначалу проект был чем-то вроде идеи-фикс Этьена Бургуа, известного во Франции бизнесмена, мецената, защитника окружающей среды, мечтавшего попасть в Арктику 18 лет.
Его идею поддержали еще несколько человек, решившие повторить подвиг полярника и первооткрывателя Фритьофа Нансена, 120 лет назад проплывшего на яхте от Норвегии до Северного полюса и перезимовавшего во льдах Арктики.
Однако этот «междусобойный» проект неожиданно получил очень серьезную поддержку: сегодня экспедиция «Тара Арктика» объединяет 53 научных института Европейского союза, США и России. Входит в программу охраны окружающей среды ООН. Проходит под патронажем президента Франции Жака Ширака, министерств экологии, транспорта, внешних связей Франции.
Как объясняют значимость проекта французские ученые, льды Северного Ледовитого океана служат своего рода тепловой защитой Земли. За последние тридцать лет лед растаял на 8%, что уменьшило его роль отражателя и ускорило глобальное потепление.
Современные климатические модели прогнозируют, что к 2030 году льды Северного Ледовитого океана могут исчезнуть совсем. Таяние ледниковой шапки Арктики способствует повышению уровня мирового океана, к 2100 году он поднимется примерно на метр.
Но это в теории. А проверить, как идет таяние льдов на практике, вызвались восемь человек. Они и остались на зимовке. Самому молодому участнику экспедиции 22 года, средний возраст членов команды 30 лет. Руководитель экспедиции Грант Редверс из Новой Зеландии, два члена дрейфующего экипажа из России и пять из Франции. Планируется, что летом, когда будет вестись основной объем работ, льдина сможет принять до 100 человек одновременно. «Правда, пока больше 25 человек за раз не приезжали», сказали полярники «Газете.Ru». Впрочем, у них есть ещё полтора года на приём гостей во льдах. А вскоре появятся и соседи: в течение ближайшего месяца с борта «Академика Фёдорова» на лёд сойдёт полярная российская дрейфующая станция СП-35.
«Газета.Ru» следит за работой полярников.