Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Булыжник орудие макак
Понятием «культуры», по сути, можно описать практически все проявления человеческой деятельности: для кого-то это искусство и творчество, для кого-то любой обмен информацией, а для других – любая норма поведения, какой бы «культурной» или «некультурной» она не показалась постороннему взгляду. Ключевая особенность культуры – её горизонтальная передача, то есть возможность обмена и обучения во время жизни (в отличие от вертикальной – от родителей к детям за положенный срок до рождения).
Одним из тех, кто впервые предпринял попытки «окультурить» животных, был знаменитый японский приматолог Киндзи Иманиси, высказавший возможность существования этого феномена у всех социальных форм жизни. Лучше всего показать это удалось для нашей волосатой родни – обезьян. Классический пример: знаменитая обезьянка Имо, научившая своих сородичей отмывать сладкие коренья от песка в океане.
Полвека спустя Майкл Хаффман и его коллеги из Университета Киото выяснили, что
культура японских обезьян продвинулась настолько, что большинство макак уже в некотором смысле сравнимы с мировым пролетариатом.
Как обнаружили приматологи, самое распространенное и разнообразное проявление культуры касается вовсе не искусства или охоты, а умения пользоваться камнями. Всего изобретательные японские макаки овладели 45 методами, среди которых подтаскивание, качение, складывание, выкладывание, постукивание и собирание в кучу. Не обходится, естественно, и без того, чтобы камнями покидаться.
В качестве объекта для исследования на протяжении последних 30 лет используются как обитающие в неволе макаки, так и регулярно отлавливаемые дикие особи. Несмотря на то что перенимать опыт все особи моложе 5 лет способны у любых других собратьев, ключевую роль в обучении играют всё-таки матери.
Отчасти это связано с тем временем, которое они проводят вместе со своими детьми: как показал анализ тысяч часов видеозаписей, на протяжении первых трёх месяцев своей жизни 75% времени малыши находятся в пределах метра от своей родительницы. Причём чем чаще мать играет с камнями, тем больше времени на неё смотрит детёныш, а следовательно, и больше навыков перенимает.
К удивлению учёных, удалённость групп друг от друга и «социальная открытость» практически не связана с передачей культурных навыков: из 10 наблюдаемых Хаффманом «общин» регулярно вступающие между собой в контакт не чаще обменивались навыками, чем те, кто редко подходил друг к другу.
Обратное удалось установить для размера диких популяций – чем больше членов, тем больше количество новых «забав с камушками».
Связано ли это со случайным изобретательством макак или всё-таки с редкими, ненаблюдаемыми учеными контактами, приматологам пока установить не удалось.
Возрастной состав тоже имеет значение: хотя молодые и обучаются быстрее, в популяциях с отсутствующими взрослыми, но не пожилыми членами, распространение навыков идёт медленнее.
Авторы публикации в Current Directions in Psychological Science, продемонстрировали, что начало проявления «каменной» активности приходится на 23 месяц жизни, причем большинство действий сводится к непродолжительным базовым: кусание, лизание и бросание.
Около 6 месяцев проявляется склонность к накопительству и чувство собственничества: макаки начинают таскать, катать и собирать камни, а количество навыков возрастает в среднем с 4 до 9, хотя в 5% случаев может достигать и 15. А к 34 годам разнообразие достигает максимума – 18, а 15% особей и 25.
Ученые связывают это в первую очередь с развитием мелкой моторики, позволяющей обезьянам управлять пальцами по отдельности.
Как и у человеческих детенышей, у маленьких макак этот навык не выражен и достигает необходимого уровня лишь к концу первого года жизни. Что же касается нейрофизиологических основ социального, а не индивидуального обучения, то их ещё предстоит выяснить.
Хотя макаки вряд ли когда-нибудь покинут свой «каменный век», их темпы обучения и изобретательности действительно поражают. За 30 лет они овладели, научились передавать и создавать новые способы игр с камнями, и это притом, что они не извлекают из них абсолютно никакой пользы, не используют булыжники в качестве орудий труда, нападения или защиты, или хотя бы как стройматериал.