Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Для зимовки птицам нужны мозги

Чтобы пережить зиму, некоторым птицам нужно нечто большее, чем тёплые перья или тропический отдых, а именно — мощный мозг. Американские учёные выяснили, что у черношапочных гаичек, способных перенести суровое время года, центры памяти больше и плотнее, чем у тех пернатых, что живут в более щадящем климате.

Тимоти Рот из Университета Невады в Рено и его коллеги постарались выяснить влияние суровых зим на гиппокамп птиц — часть мозга, которая, по-видимому, имеет критическое значение для формирования воспоминаний. Специалисты сравнили объём гиппокампа и общее количество нейронов в нём у Poecile atricapillus, обитающих в Сиэтле (штат Вашингтон), Гранте (штат Миннесота) и Преск-Айле (штат Мэн).

Все три локации лежат примерно на одной той же широте, поэтому птицы имеют одинаковое количество дневного света на поиск пропитания и накопление запасов на зиму (черношапочные гаички не улетают на юг). Но климатические условия в трёх штатах сильно различаются: в Миннесоте и Мэне намного холоднее, и снега там выпадает больше, чем в Вашингтоне.

Учёные установили, что у птиц из Миннесоты и Мэна гиппокампы больше. Исследователи полагают, что для выживания гаичек, обитающих в более мягком климате, пространственная память не имеет столь важного значения. «Это говорит о том, что естественный отбор может повлиять на конкретные области мозга и привести к специализированным усовершенствованиям, — отмечает г-н Рот. — Приятно видеть подтверждение старой идеи о том, что мозг является продуктом отбора».

Ранее те же учёные показали, что нейрогенез (процесс создания новых нейронов в мозге) у птиц подчиняется той же закономерности: чем дальше на север, тем он активнее.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Подготовлено по материалам NewScientist.


Представлена "невидимая" клавиатура

Разработчики утверждают, что любой желающий может быстро обучиться слепой печати на сенсорном экране даже в отсутствии клавиш с символами.

Программа SnapKeys 2i, разработанная американской компанией SnapKeys, является предиктивной системой ввода текста — примерно такой же, как и распространённая, но многих раздражающая Т9.

Главная её особенность в том, что все буквы сгруппированы по 6–7 штук в четырёх маленьких областях по краям дисплея смартфона или планшетного компьютера. В процессе обучения (авторы уверяют, что он очень быстр) пользователь видит буквы, а в дальнейшем они перестают выводиться на экран.

Когда слово начинают печатать, программа сама его «угадывает» и показывает в центре экрана. Трудно сказать, насколько удобной будет такая система набора текста, но её несомненными преимуществами являются освобождение дисплея от виртуальной клавиатуры и отсутствие необходимости выискивать нужную букву.

SnapKeys 2i не планируют выпускать в виде загружаемого приложения. Вместо этого амбициозные разработчики намерены вести переговоры с производителями мобильных устройств и добиться того, чтобы программа изначально присутствовала в изделиях.

Ознакомиться с клавиатурой без клавиш можно будет на выставке Mobile World Congress, которая пройдёт в Барселоне 14–17 февраля.

Подготовлено по материалам Independent.


На Марсе происходят быстрые изменения на полушарии

Геофизики и планетологи из США, Великобритании и Швейцарии оценили масштабы и скорость изменения формы дюн на Марсе.

Предметом исследования стали песчаные дюны в северном полушарии планеты, которые занимают вытянутую вдоль границы полярной шапки область размером с Техас. Фотографии этой местности передаёт камера HiRISE, установленная на орбитальном аппарате Mars Reconnaissance Orbiter. Для сравнения были отобраны снимки, сделанные за четыре года наблюдений (то есть за два марсианских года).

Совсем недавно учёные воспринимали марсианские дюны как статичные образования, сформировавшиеся в древности, когда ветра на поверхности Красной планеты были куда более сильными. Теперь становится понятно, что эти суждения ошибочны: изменение формы дюн было отмечено примерно в 40% всех областей наблюдения в северных широтах.

Видоизменение дюн авторы связали с сезонными процессами сублимации твёрдой двуокиси углерода (сухого льда). «Движение газа провоцирует обвалы песка и создаёт новые углубления, «прожилки» и песчаные шлейфы, — поясняет участница работ Кэндис Хансен (Candice Hansen). — На некоторых участках всего за один марсианский год переместились сотни кубометров песка». Вторым дестабилизирующим фактором учёные считают ветер, скорость которого в приполярных областях, видимо, недооценивалась.

Дюна, расположенная в области с координатами (84? с. ш., 233? в. д.) у края полярной шапки. Верхний снимок соответствует концу марсианской весны, средний — середине весны следующего марсианского года, нижний — началу лета. На средней фотографии поверхность покрыта сухим льдом, в результате сублимации которого на поверхность с вырывающимся газом выносятся тёмные частицы. Весной контактирующий с тёмной поверхностью нижний слой CO2 нагревается быстрее, чем верхний, и газ, распространяясь подо льдом, вызывает песочные «лавины».

Фотографии, сделанные в той же области, что и показанные выше снимки. Здесь также можно проследить действие сублимации льда.

Завершившееся несколько месяцев назад исследование южного полушария Марса дало аналогичные результаты. В низких широтах, где сезонный слой сухого льда не образуется, форма дюн стабилизируется.