Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Мини-шаттлы возвращаются в строй
Спустя десятилетие после закрытия программы испытания двух экспериментальных космических кораблей НАСА готовит их возвращение в строй.
На прошлой неделе подрядчики НАСА перевезли два 18-метровых беспилотных шаттла X-34 с открытого хранения на территорию летной школы в пустыне Мохаве, Калифорния. Там, рабочие из компании Orbital Sciences, разработавшей X-34, подготовят беспилотные космические корабли к полетам. Введение X-34 в строй расширит возможности США по использованию сверхскоростного недорогого космического транспорта многоразового использования. X-34 весит 8,2 т и должен был оснащаться двигателем с тягой 270 кН.
Программа X-34 активно разрабатывалась в 1990-х годах и должна была сократить использование ракет-носителей, применяемых для вывода грузов на околоземную орбиту. Примерно в течение десятилетия НАСА и ВВС США экспериментировали с различными одноступенчатыми транспортными средствами. Некоторые из этих программ столкнулись с непреодолимыми техническими препятствиями, а другие оказались слишком дорогими. К началу 2000-х годов, почти все они были закрыты. Потратив 200 млн долл. на X-34, НАСА приняло решение прекратить программу еще до первого полета, сославшись на "технические риски", связанные в основном с двигателями корабля. Кроме того, космическое агентство потеряло веру в саму идею дешевого космического полета.
Однако в 2004 году знаменитый авиационный конструктор Берт Рутан (Burt Rutan) и специалисты аэрокосмической фирмы Scaled Composites разработали корабль Space Ship One и доказали, что дешевые полеты в космос возможны. Кажется, это активизировало усилия американского правительства по созданию мини-шаттлов. Так, было объявлено о разработке космического транспорта для корпуса морской пехоты США, а ВВС тем временем спокойно готовили к полету свой секретный беспилотный шаттл X-37B, который в настоящее время уже примерно полгода летает вокруг Земли. Теперь и НАСА хочет получить аналогичный космический корабль, причем как можно быстрее.
Скорее всего, обновленный X-34 начнет летать, стартуя с самолета-носителя типа White Knight и поднимаясь на орбиту с помощью ракетных двигателей.
Георгий Гречко: "Буран" превзошел американский "Шаттл"
Легендарный советский космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко прочитал в КГТУ (КАИ) лекцию «Пилотируемая космонавтика: вчера, сегодня, завтра» для студентов вузов Казани.
Известный космонавт прибыл в столицу Татарстана для участия в научном семинаре, посвященном проблеме моделирования и динамики сложных междисциплинарных систем. А затем выступил с инициативой встретиться с казанскими студентами. «Мою жизнь во многом определили встречи с интересными людьми, - признался Гречко в интервью журналистам. - Я хочу вернуть долг. Может быть, встреча со мной тоже направит кого-нибудь, нацелит, укрепит».
«Я с удовольствием увидел на доске известных выпускников КАИ Бориса Губанова, - отметил легендарный космонавт. - Мы вместе с ним работали на «Буране». Я в это время уже был космонавтом, а под руководством Губанова готовился «Буран». Надо сказать, что наш «Буран» превзошел американский «Шаттл», который не летал без летчика. А «Буран» летал полностью автоматически. Когда он сел, мы были потрясены. По поведению конструкции казалось, что там все-таки спрятан человек. Такой успех был достигнут под руководством Губанова».
Как рассказал ректор КГТУ-КАИ Юрий Гортышов, на фасаде первого здания вуза установлена памятная доска Борису Губанову. Главный конструктор ракетно-космической системы «Энергия - Буран», Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, учился в казанском вузе с 1947 по 1953 гг.
Георгий Гречко признался, что первый полет в космос был для него самым трудным. «Первый раз ты никогда не знаешь предела своих возможностей. И всегда есть тревога, справишься ли ты достойно с программой полета. Второй раз чувствуешь себя более уверенно, а третий раз я вообще вывозил в космос молодых ребят, - рассказал космонавт. - С каждым последующим полетом ты чувствуешь себя увереннее и можешь нарушать режим полета в сторону увеличения времени на работу и уменьшения - на отдых. За это, кстати, в свое время мне сделали выговор».
79-летний Гречко поделился и своим шутливым рецептом здоровья. «Не летать в космос, - посмеялся он. - Каждый длительный полет в космос - удар по здоровью, иммунной и всем системам организма. Но тогда ты молод, силен, что такое год-другой потерять, ради исполнения невозможной мечты? Так что если хотите быть здоровым, не надо учиться, защищать диссертации, летать в космос» (смеется).