Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Пчёлы считают до четырёх

Сложность организации мозга насекомых и других членистоногих уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Представьте, что этот тип не просто успешно просуществовал, а эволюционировал и занимает теперь главенствующее положение в своей нише, превзойдя основных конкурентов не только за счет силы и выносливости, а именно благодаря обучаемости, сложному строению органов чувств и, как следствие, развитию совершенной нервной системы.

В чем-то она даже превосходит человеческую: наш мозг не занят объединением информации от шести-восьми лап, крыльев, десятков глазков и пары антеннул.

Как выяснилось, ко всему этому пчелы умеют считать.

Пока эксперименты ограничились обычной медоносной пчелой, да и считать её научили только до 4, но зато «австралийцы» по научной прописке Мария Дейке и Мандиям Шринивасан показали, что это именно счет, а не умение отличать одну комбинацию объектов от другой.

Формулировка «умеет считать» – для обывателей понятие весьма расплывчатое. Большинство позвоночных животных неплохо справляются, отличая совокупность из трех бананов или хищников от совокупности из четырех или двух, ведь в дикой природе от этого зачастую зависит их жизнь. Совсем другое дело – счет последовательный.

В этом случае нужно не просто «запомнить» количество объектов, а научиться воспринимать их независимо от размера и формы, а это первый шаг к абстрактному мышлению, которым так гордится человечество.

По мнению авторов публикации в журнале Animal Cognition, наверняка изучавших основы программирования, в мозгу при этом задается некая переменная, которая обновляется при поступлении новой информации. Так умеют считать шимпанзе, дельфины, макаки, курицы, крысы и, конечно, люди.

Беспозвоночным в исследованиях подобного рода всегда не везло, но не потому, что они не справлялись с тем или иным заданием, а потому, что их попросту никто толком не изучал. Видимо, несколько ганглиев над глоткой никак не тянут на звание сложно устроенной центральной нервной системы.

Способность считать предполагали у цикад и пчел, хотя проведенные в конце прошлого века эксперименты нельзя назвать совсем корректными.

Шринивасан и Дейке взялись исправить недоработки своих коллег и окончательно выдать медоносным труженицам аттестат об окончании первого класса. Пчел по одной пропускали через четырехметровый туннель, на стенках которого через определенные промежутки были нанесены соответствующие значки – желтые полоски бумаги. Небольшую кормушку с сиропом крепили после одного из значков, после чего насекомых тренировали 3–5 дней. В отличие от предыдущих экспериментов в этом зоопсихологи регулярно меняли расстояние между маячками, для того чтобы с уверенностью говорить о том, что ключевым является количество объектов, а не дистанция полета.

Сомнения в том, что пчелы умеют считать, рассеялись уже после первых опытов: даже если кормушки не было, работницы «активизировали» свои поиски в районе определенной полоски.

Предел этой способности тоже нашелся – им оказалось число 4, если кормушку на тренировках крепили после пятой, то пчелы уже не справлялись с заданием.

Поскольку исследователи за время работы научились избегать жал своих подопечных, то эксперименты продолжились, и аттестат получился «с отличием».

Заменив полоски на диски и использовав специальную ленту, которая с одной стороны сливается со стенками коридора, а с другой выглядит желтой, ученые доказали ещё два факта. Во-первых, способность к счету не зависит от формы объекта, а во-вторых, пчелы воспринимают именно объект, а не их совокупность.

Как и водится в зоопсихологии, за объяснением необходимости такого умения дело не стало, ведь пчелам регулярно приходится искать дорогу до цветов, и они нередко возвращаются в одно и то же место, а запоминать количество деревьев или домов – вполне приемлемый способ. Вот только улей тогда придется ставить в чистом поле, чтобы счетчик не исчерпал свои возможности раньше времени.