Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Изготовлен прототип топливного элемента, работающего на моче

Шотландские учёные продолжают удивлять. Совсем недавно они превратили отходы от производства виски в биотопливо, а теперь создали прототип топливного элемента, который работает... на обычной человеческой моче.

Мочевина (карбамид) имеет ряд преимуществ как потенциальный источник топлива. Её много, она не токсична, относительно легко поддаётся транспортировке и богата азотом.

Прототип «Карбамидной энергосистемы» (Carbamide Power System), разработанный сотрудниками Университета Хериот-Ватта Шаньвэнем Тао и Жуном Ланем, расщепляет мочевину людей и животных на воду, азот и углекислый газ, одновременно производя электроэнергию. В отличие от существующих топливных элементов, которые требуют катализаторов из драгоценных металлов, прототип использует дешёвый катализатор и дешёвые мембраны.

По мнению учёных, система идеальна для острова, пустыни, подводных лодок и т. д. Кроме того, власти тратят кучу денег и энергии на удаление мочевины из сточных вод, так что новинка могла бы способствовать снижению этих расходов. Компоненты прототипа не разглашаются. Демонстрация готового устройства состоится в следующем году.

Если система и впрямь заработает, она будет золотой.


ЦАПИ проектирует пассажирское "летающее крыло"

Сенсационные изменения ожидают отечественную гражданскую авиацию. В самолетах люди будут сидеть в крыльях. Сегодня ученые Центрального аэродинамического государственного института показали нашему корреспонденту Василию Кучушеву модель магистрального самолета умеренной пассажировместимости. Действительно, летающее крыло – фюзеляжа-то нет.

Пока самолет умеренной пассажировместимости по схеме «летающее крыло», сокращенно ЛК, выглядит вот так. Обычная модель авиалайнера, внутри датчики, реагирующие на воздействие воздушных потоков. Но конструкторы уверяют, что за всей невзрачностью макета кроется ближайшее будущее российской авиации. Ведь смогли же американцы создать свое летающее крыло. Их знаменитый B-2 перевозит бомбы, наш ЛК будет пассажирским.

Анатолий Болсуновский, начальник сектора аэродинамического проектирования ЦАГИ: «Пассажирский самолет не очень хорошо получается в схеме «летающее крыло», потому что бомбы более компактны, более тяжелы. А людей надо размещать. А главное, их надо эвакуировать в случае аварийной посадки».

Фюзеляж самолета значительно уменьшится, а вот крылья станут почти в два раза больше, и основная часть пассажиров разместится именно там. В первую очередь, как говорят конструкторы, улучшится аэродинамика.

Евгений Скворцов, заместитель начальника отделения системных исследований ЦАГИ: «Крылья раздвинулись, увеличился размах крыла, и это способствует увеличению аэродинамического качества».

Разработчиков еще на стадии чертежей ругали: зачем, мол, заново изобретать крыло? Ответ один: убрав из конструкции самолета все ненужное, можно существенно сэкономить на топливе и материалах.

Евгений Скворцов, заместитель начальника отделения системных исследований ЦАГИ: «Уменьшился вес сухого самолета, и появились основания для уменьшения стоимости самолета».

Кроме экономии, как утверждают в НИИ аэродинамики, «летающее крыло» выиграет у своих конкурентов с фюзеляжем в уровне шума. А вот вместимость существенно снизится. На это и упирают критики проекта.

Федор Борисов, аналитик журнала «Авиатранспортное обозрение»: «Принятие решения о разработке любого самолета это достаточно сложное экономическое решение. Поэтому реализация такого проекта предполагает, что есть четкое экономическое обоснование».

Как говорят конструкторы из Жуковского, летающее крыло примет на борт первых пассажиров не раньше 50-х годов XXI столетия. Перед этим еще необходимо провести тысячи различных экспериментов и для начала поставить на чудо-крыло нашу гражданскую и военную авиацию.

* * *

Нестандартных решений, которые в использовались самолетостроении, хоть пруд пруди. Это и похожий на треугольник американский «Найтхоук», который упорно называют «Стелсом», хотя при его создании всего лишь использовалась эта технология невидимости. «Не полетит», – говорили и про самолет с крылом обратной стреловидности, как российский С-37 «Беркут». А он летает. Или знаменитая амфибия Бе-200 – такие можно было видеть этим летом на тушении пожаров по всей России. Ведь эти гиганты набирают воду в реке «одним глотком», за 14-15 секунд. Фантазия авиаконструкторов безграничная: самолеты спаренные, самолеты двух- и даже трехэтажные, самолеты-коротышки, без крыльев, с несколькими рядами крыльев, без кабины пилотов на привычном месте – перечислить все не хватит времени. Конечно, далеко не все концепты вошли в серию. Есть такое немного шутливое, но «золотое» правило: страшные самолеты не летают.