Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




"Собачий" космос

В августе 1960 года весь мир узнал о суточном полете двух "четвероногих" - Белки и Стрелки. Званий и наград не получили, но стали настоящими народными героями. Сегодня собаки в космос не летают. В экспериментах используют насекомых, земноводных, птиц, мышей и хомяков.

"До сих пор не пойму, кто я - "первый человек" или "последняя собака"? Такую фразу якобы произнес Юрий Гагарин на одном из приемов после своего триумфального возвращения на Землю. В этой шутке есть и доля правды.

Пилотируемый космос действительно начинался как "собачий". Полвека назад весь мир узнал о суточном полете Белки и Стрелки. Они не получили званий и наград. Но стали народными героями.

"Белка и Стрелка – начало космонавтики. Они дали потомство. Один из щенков был подарен Жаклин Кеннеди. Умерли собаки своей смертью", - говорит Юрий Соломко, директор Мемориального музея космонавтики, показывая нам чучела "космических собак".

Путь к звездам человеку проложили сотни живых существ. Особое место в истории космонавтики заняли обычные дворняги, как более неприхотливые. В "звездный отряд" брали прямо с улицы. Основные требования: вес не более 6 килограммов, рост – не выше 35 сантиметров (из-за размеров корабля-спутника) и белый окрас (лучше видно в объектив кинокамеры).

Всего за историю "собачьей космонавтики" в невесомости побывало около 40 собак, 18 из них погибли.

При подготовке к полёту собак на целый день запирали в тесных клетках, приучая к ограниченному пространству будущего космического корабля, пристегивали ремнями, вращали на центрифуге, испытывали на шумоустойчивость, подвергали различным медицинским опытам. Такая "жестокость" была оправдана.

"Космическая медицина может гордиться тем, что уровень знаний к моменту полета первого человека был таков, что можно было с медицинской точки зрения гарантировать благополучный полет", - считает Олег Газенко, основоположник космической медицины, академик РАН.

Именно он предложил отправить в космос собак, в отличие от американцев, которые готовили к полету обезьян. Основной аргумент советских ученых - физиология собак изучена еще академиком Павловым. И главное – "братья наши меньшие" преданны человеку и легче поддаются дрессировке.

До последних дней своей жизни академик Газенко вспоминал одну из своих любимиц – Жульку: "С Жулькой были сердечные отношения. Я помню, как я ее пристраивал в кабинах. Иногда невольно сделаешь ей что-то неудобно, надавишь неприятно, она очень осторожно меня за щеку прикусывала. Дескать, будь внимательней, так нехорошо".

22 декабря 1960 года Жулька вместе с коллегой Жемчужиной отправились на орбиту. При выводе ракеты-носителя "Восток" случилась авария. Спускаемый аппарат с живым грузом совершил нештатную посадку. Погибли крысы, насекомые, растения. Собаки выжили. Олег Газенко забрал Жульку к себе, и остаток жизни она провела в генеральском доме.

Сегодня собаки в космос не летают. В биологических экспериментах используют насекомых, птиц, мышей и хомяков. Однако многие космонавты, несущие полугодовую вахту на орбите, совсем не против, чтобы рядом с ними на борту МКС появился питомец. Не как подопытное животное, а как четвероногий друг.


Британцы будут заправлять биоавтомобили из канализации

Революционный автомобильный двигатель, который работает на содержимом городской канализационной системы, создали британские инженеры. Они опробовали его на кабриолете "Фольксваген", и сейчас это изобретение уже бьет все рекорды для систем, работающих на альтернативном топливе.

Как сообщает британская газета "Сан", суточных канализационных отходов 70 британских семей хватает на 15 тысяч километров пробега новейшего автомобиля. Один из разработчиков биодвигателя Мохаммед Садык заявил, что "система настолько эффективна, что вытеснит с рынка электродвигатели".

Ключевым элементом технологии, созданной бристольской компанией генЕЦО, является специальная объемная емкость, в которой находятся особые микробы, способные быстро и эффективно разлагать биомассу и вырабатывать метан, поступающий в двигатель, передает ИТАР-ТАСС.