Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Испытания новой техники в Калининградской области
Пограничники самого западного региона принимают на вооружение новую технику. Теперь ловить контрабандистов они будут на экраноплане. Этот гибрид самолета и катера может передвигаться на высоте одного метра со скоростью 250 километров в час, при этом способен передвигаться над водой, надо льдом и над болотами. По словам ученых, аналогов этой машины в мире не существует.
Распугивая рыбачьи лодки, экраноплан проносится по водам Куршского залива. В одну сторону, потом обратно, остановка, новый заход. За каждым движением необычной машины наблюдают ученые — разработчики экраноплана и будущие владельцы — калининградские спасатели и пограничники. И те и другие не скрывают восторга: экраноплан развивает скорость до 250 километров в час, при этом летит на высоте одного — четырех метров, а поэтому не боится волн, болот, льда.
Алексей Баранов, начальник отдела информации ГУ МЧС России по Калининградской области:
«Основная задача — спасение людей у нашего министерства, действительно, вот эта техника позволяет организовать спасательные работы как на воде, то, что мы видели сегодня, так и на льду, то есть в любых мероприятиях, то есть, как вы знаете, специфика нашего региона, это зимой зимняя рыбалка — рыбаки, которые отрываются на льдинах. Может на море, на заливе, если какие-то происшествия происходят»
Экраноплан, рассказывают авторы машины, взял лучшее от самолета и катера, но не является ни тем и ни другим. Хозяин двух стихий, он одинаково свободно чувствует себя и на воде, и в воздухе. Как самолет — быстро преодолевает большие расстояния, как катер — легко маневрирует на воде. Для спасателей и пограничников это просто находка, говорит пилот Сергей Хлебанцов. Он 30 лет летал на военных истребителях, теперь испытывает экраноплан.
Сергей Хлебанцов, испытатель экраноплана:
«Здесь, пока не привыкнешь, очень напряженно по сравнению с истребителями. Почему? Потому что идешь на одном метре, на малой высоте и как таковое глазу не за что зацепится, подстилающая поверхность, вода. Вот на первом это вызывает несколько трудность. Ну, а затем, как уже научился, оно на экран садится, и очень устойчива машина идет»
Экранопланы пытались строить еще в прошлом веке. Но машины получались либо слишком дорогими, либо ненадежными. Калининградские испытания — возрождение уникальной техники. Такой экраноплан с небольшими изменениями может стать как спасательной, так и пожарной, пассажирской или даже военной машиной. Неудивительно, что изобретением уже заинтересовались иранские, канадские и китайские предприниматели.
Юрий Виноградов, инженер-конструктор:
«Имеется очень большая скорость, экономичность, возможность круглогодичного использования, как над водной поверхностью, так и надо льдом, так и над тундрой. Он на режиме экрана очень экономичный, поэтому использование его очень эффективное»
После завершения ходовых испытаний этот экраноплан поступит на вооружение калининградских пограничников. Следующие на очереди — российские спасатели, медики, ученые, исследователи и даже, возможно, военные. Уже существуют проекты аппаратов с грузоподъемностью 50 тонн. Такие гиганты смогут перевозить по 500 пассажиров за раз, и развивать скорость до 600 километров в час.
Россия возобновит производство "каспийских монстров"
Центральное конструкторское бюро имени Алексеева, известное как разработчик "Каспийского монстра", намерено в ближайшее время возобновить проектные и опытно-конструкторские работы по созданию экранопланов, которые впоследствии будут использоваться для нужд силовых структур России. Об этом, как сообщает "Интерфакс", заявил начальник отдела качества ЦКБ Алексеева Евгений Мелешко. По его словам, ЦКБ получило заявку правительства на возобновление работ.
В течение 2010-2011 годов будут проводиться проектные работы. С 2012 года начнется второй, более длительный, этап, в ходе которого будут проводиться опытно-конструкторские работы, а также будет создаваться "достаточно крупный экраноплан". "Для нашего предприятия это достаточно большой объем работ, большинство специалистов предприятия будут работать по этой теме", - заявил Мелешко.
В СССР производство экранопланов началось в 1957 году и прекратилось в начале 1990-х годов. За это время было построено около 30 таких аппаратов, которые в международной классификации определены как "морские суда". Экраноплан использует эффект аэродинамического экрана при движении над водной или земной поверхностью. От других кораблей, например катеров на воздушной подушке или судов на подводных крыльях, экранопланы отличаются более высокой скоростью - до 250 узлов.
В 1960-х годах ЦКБ "Алексеева" создало и испытало на Каспийском море экспериментальный экраноплан, окрещенный западными спецслужбами "Каспийским монстром" - так разведка расшифровала аббревиатуру "КМ" (Корабль-макет) на борту судна. Экраноплан имел размах крыла 37,6 метра, длину около ста метров, а максимальную взлетную массу 544 тонны. В 1980 году прототип корабля потерпел аварию и затонул, после чего было принято решение о прекращении проекта.
Наиболее известными советскими экранопланами были транспортно-десантный "Орленок" (построено пять единиц) и ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь" (построена одна единица, выведена из состава Черноморского флота в 1990-х годах). В вооруженных силах СССР экранопланы планировалось использовать в десантных операциях, для доставки грузов, а также в противолодочных и противокорабельных целях. Известен также проект Роберта Бартини по созданию стратегического экраноплана-бомбардировщика А-57.