Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Тираннозавриды питались падалью
Сотрудники Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных (Китай) и Музея естественных наук Хаяшибара (Япония) обнаружили свидетельства того, что тираннозавриды питались падалью.
Споры о рационе питания тираннозавров ведутся около двадцати лет. Некоторые специалисты считают, что эти динозавры передвигались довольно медленно и не могли быть активными хищниками. По версии других палеонтологов, тираннозавры были вполне способны бежать с высокой скоростью и догонять добычу; в пользу гипотезы о хищническом образе жизни говорит и то, что расположение глаз у Tyrannosaurus rex обеспечивало ему бинокулярное зрение.
Авторы работы изучали скелет растительноядного динозавра зауролофа, найденный в 1995 году в западной части пустыни Гоби. Останки взрослой особи размером около 12 метров прекрасно сохранились; не хватает только некоторых фрагментов грудных позвонков, части нижней челюсти и части хвоста. Наиболее сильно, впрочем, пострадали кости передних конечностей: ученым достались только правая лопатка и левая плечевая кость.
На плечевой кости заметны повреждения трёх отдельных типов (точечные «прокусы» и царапины разной глубины). Особенности расположения и размеры отметин позволяют предположить, что их оставил тарбозавр — близкий родственник тираннозавра. Останки тарбозавра, заметим, были найдены рядом со скелетом зауролофа.
Остальной скелет зауролофа оказался нетронут, и никаких следов нападения тарбозавра на свою жертву палеонтологам обнаружить не удалось. На этом основании и был сделан вывод о том, что тарбозавр в данном случае выступал в роли падальщика.
Жидкое топливо из ... газа
ООО «Объединенный центр исследований и разработок» (ЮРД-Центр) представил первое в России синтетическое жидкое топливо (СЖТ) для авиадвигателей, полученное из газа. Новый синтетический продукт обеспечивает более устойчивую работу двигателя, увеличенную дальность полетов, а также повышенную экологичность из-за отсутствия серы, бензола и других вредных веществ.
Как пояснил генеральный директор Объединенного центра исследований и разработок Сергей Алхимов на презентации нового продукта в Москве, специалисты центра разработали технологию UniGTL на базе технологии GTL («газ в жидкость»). Она позволяет перерабатывать попутный нефтяной газ (ПНГ) в высококачественное автомобильное и авиационное топливо, отвечающие международным стандартам. По его словам, в настоящее время аналогичные заводы по производству углеводородов из угольного и природного газа действуют в ЮАР, Катаре и Малайзии.
С. Алхимов также сообщил, что созданная технология производства от газа до топлива, применяется с полным использованием отечественной продукции. Стратегическим инвестором проекта выступает российская компания «Синтоп», которая вложила в него 7,5 млн долл. Он также отметил, что в настоящее время центр ведет переговоры и подготовительные работы для производства синтетического топлива в малых промышленных масштабах для выполнения последующих стендовых и практических летных испытаний. По его словам, инвестиции на начальном этапе в опытно-промышленную установку объемом 300 тонн могут составить до 200 млн руб. Нормальная окупаемость начинается от 500 тыс. тонн жидких углеводородов в год.
Для нефтегазовой отрасли новая разработка позволит диверсифицировать сбыт газа и продуктов его переработки, предоставит перспективу непосредственной переработки газа в жидкие топлива на месте его добычи без дорогостоящей транспортировки, существенное сокращение объемов сжигаемого в факелах попутного нефтяного газа на месторождениях, создание топлива с заданными параметрами качества и отсутствие зависимости показателей качества получаемого топлива от состава исходного сырья.
В основе этой технологии лежат: процесс пароуглекислой конверсии ПНГ, снижающий затраты на производство синтез-газа на 50%, способ реализации синтеза Фишера-Тропа, а также разработанный комплекс катализаторов и гидрокаталических процессов, позволяющий выработать широкий ассортимент высококачественного топлива для летательных аппаратов и автомобильных двигателей.
Кроме того, гендиректор центра сказал: «Это импульс к строительству промышленных производств для получения синтетических моторных топлив по технологии UniGTL, которую в условиях истощения запасов нефтяного сырья уже активно используют крупнейшие западные производители, а также решение проблемы утилизации ПНГ в РФ. Последнее — особенно актуально для нефтяных компаний с возрастающим „газовым фактором", для которых, ввиду последних законодательных инициатив, вопрос сжигания ПНГ стоит особенно остро».ООО «Объединенный центр исследований и разработок» — российская научно-техническая компания, созданная для выполнения прикладных научно-технических работ в нефтегазовой отрасли (добыча, транспорт, переработка нефти и газа, нефтехимия, альтернативные моторные топлива).