Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Холодный секрет Страдивари
Как бы ни старались современные скрипичные мастера, вооруженные приборами, позволяющими измерить акустические свойства всех частей скрипки и скорректировать их форму в процессе создания, они все еще не в состоянии превзойти своих давних предшественников из Кремоны. Многочисленные копии старых итальянских скрипок не воспроизводят чарующие голоса оригиналов, созданных в XVI—XVIII веках представителями семейств Амати, Гварнери и Страдивари.
На протяжении многих лет исследователи не устают выяснять, в чем же кроется загадка удивительного звучания кремонских инструментов. Качество звука зависит от формы инструмента, от толщины дек, от лака, которым покрывают скрипку, и еще от целого набора параметров.
Теорию «волшебного лака», который использовали старые мастера для пропитки древесины, пожалуй, можно считать наиболее популярной. Уверенность подавляющего большинства населения в том, что именно состав лака обеспечивает необычайный звук инструмента, несомненно, обусловлена многочисленными художественными произведениями, талантливо эксплуатирующими данную версию. Таков, например, фильм Франсуа Жирара «Красная скрипка». Главную героиню фильма, скрипку, создатель покрыл лаком, в который добавил кровь умершей при родах жены; скрипка, как несложно догадаться, стала приносить несчастье всем последующим владельцам.
Между тем, некоторые исследователи уверены, что лак, который использовали старые скрипичные мастера, практически не отличался по составу от обычного мебельного лака того времени. Вполне вероятно, что, по замыслу мастера, лак и специальная пропитка древесины выполняли исключительно защитную функцию и должны были препятствовать развитию разнообразной живности.
Скрипичный мастер из США Терри Борман и радиолог из Медицинского центра голландского Лейденского университета Беренд Стул совместными усилиями решили внести свою лепту в раскрытие секрета прекрасного звука скрипок старых мастеров. С помощью компьютерной томографии и программы, которую ранее использовали для изучения плотности легких у пациентов, страдающих эмфиземой, они исследовали плотность древесины старинных и современных скрипок.
Борман и Стул просканировали три скрипки Джузеппе Гварнери, две скрипки Антонио Страдивари и семь современных скрипок и альтов, которые были созданы самим Борманом и двумя другими известными современными мастерами – Кингом и Рабутом. Результаты анализа опубликованы в последнем выпуске PLoS ONE.
Изучив с помощью томографа верхние и нижние деки инструментов, исследователи обнаружили, что средняя плотность последних у современных и классических скрипок практически одинакова (у всех скрипок верхние деки сделаны из ели, нижние – из клена).
В то же время выяснилось, что для старинных еловых дек характерна большая однородность древесины в пределах годичного кольца.
Иначе говоря, меньшая, в сравнении с современными, разность плотностей в годовых кольцах между ранней и поздней древесиной. Ранняя, менее плотная древесина образуется весной, а более плотная, поздняя – осенью. Для кленовой древесины нижних дек разность плотностей у современных и старинных скрипок оказалась не столь существенной, но, по современным представлениям, более важную роль в звучании инструмента играет именно верхняя дека.
И замечательный звук скрипок старых мастеров, по мнению исследователей, объясняется именно большей однородностью материала, который пошел на изготовление верхних дек.
Необходимо отметить, что к такому же выводу ранее пришел Генри Гриссино-Майер из университета Тенесси. В отличие от Бормана и Стула, точно измеривших разность плотностей с помощью компьютерного томографа, он использовал в своих исследованиях дендрологический анализ.
Изучая спилы деревьев, он установил, что ели, которые росли в Европе в 1625—1720 годах, характеризуются очень узкими годовыми кольцами, что было связано с кратковременным периодом похолодания.
Эту плотную однородную еловую древесину использовал Страдивари для своих скрипок, и именно в ней кроется секрет выразительного звучания, уверен Гриссино-Майер.
Хотя методика изготовления знаменитых скрипок не сохранилась, до наших дней дошли некоторые предполагаемые «секреты» старых мастеров, к которым прибегают современные создатели скрипок.
К ним относится, например, вымачивание древесины в проточной воде. Обнаружив необычайно однородную плотность древесины у одной из современных скрипок, исследователи предположили, что она могла быть сделана из вымоченной древесины. Что же касается старинных инструментов, то они, по-видимому, все-таки не подвергались подобной процедуре, поэтому результаты исследования скрипки из древесины, подвергнутой вымачиванию, не использовались для сравнения.
Целый ряд методов, используемый скрипичными мастерами, также приводит к изменению первоначальной плотности древесины. К ним относятся вымачивание в морской воде, кипячение в различных химических соединениях, обработка парами азотной кислоты и так далее.
Несмотря на это, никому пока не удалось добиться результата, приближенного к звучанию старых кремонских скрипок.
Поэтому, хотя теория Гриссино-Майера и была подтверждена Борманом и Стулом, загадка скрипок Страдивари, Амати и Гварнери, по-видимому, еще долго не будет давать покоя ученым, мастерам, музыкантам и обывателям.