Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Викинги отчалили домой
Воссозданный по старинной технологии корабль викингов отправился из Роскильде (Дания) в Дублин (Ирландия). Стартовало путешествие 1 июля 2007 года, почти через тысячу лет после того, как из Дублина прибыл древний прообраз судна.
30-метровый Havhingsten fra Glendalough («Морской конь из Глендалу») практически точная копия корабля викингов Skuldelev-2, построенного в 1042 году в Ирландии и затонувшего в Роскильдском фьорде в конце XI века. Это самое большое из пяти судов, вскрытых морскими археологами в 1962 году неподалеку от датского поселка Скульделев (в честь которого и названы все пять находок).
«Готовьтесь! Викинги возвращаются!» прокричал капитан Карстен Хвид перед тем, как запрыгнуть на борт «Морского коня из Глендалу».
Команда из 65 добровольцев из разных стран, мужчин и женщин, собирается преодолеть 1900 километров под прямоугольным парусом викингов. Никаких современных двигателей на судне нет, только весла, по 30 вдоль каждого борта. Есть, правда, система спутниковой навигации GPS и радар. Максимальная скорость, которую может развить корабль в открытом море, 1520 узлов. Судно сопровождения с медиками и спасателями будет следовать за кораблем викингов в течение всего пути, который планируется завершить 14 августа в порту Дублина.
Главная цель экспедиции испытать надежность конструкции. Команде предстоит пересечь Северное море, обогнуть северную оконечность Шотландии, пройти через Северный пролив в Ирландское море и пришвартоваться в Дублине без промежуточных заходов в порт.
Как говорят члены экипажа, самым тяжелым испытанием для них станет погода, так как на открытой палубе нет никакой защиты от волн, ветра и дождя.
«Даже если в течение 10 часов нас будет трепать шторм и поливать дождь, мы должны быть в состоянии смеяться, чтобы выжить, говорит 46-летний датчанин Клаус Оресков. В конце концов, все мы, участники экспедиции, немного сумасшедшие».
Оригинальный корабль Skuldelev-2 считается вершиной корабельного мастерства викингов.
Как установили с помощью дендрологического анализа, он единственный из пяти судов, затопленных в фарватере фьорда для защиты города Роскильде (резиденции датских королей в X-XV вв.) от норвежских викингов, был построен в Ирландии. Для строительства остальных использовали древесину из Норвегии (Skuldelev-1 и Skuldelev-6) и Дании (Skuldelev-3 и Skuldelev-5). Останки, описанные сначала как Skuldelev-4, оказались частью ирландского корабля под номером 2. Останки всех пяти судов можно увидеть в «Музее кораблей викингов» в Роскильде.
В течение 25 лет Skuldelev-2 бороздил воды Ирландского моря, возможно, принимая участие в стычках между норманнами и англосаксами в 10501060 гг., в период обитания в Ирландии датских викингов (для его ремонта в 1060 году использовали британскую древесину).
Причина, из-за которой корабль отправился к берегам Дании, скорее всего, связана с событиями, последовавшими за вторжением Вильгельма Завоевателя в Англию в 1066 году. Был убит король Англии Харольд Годвинсон, двум его сыновьям и дочери пришлось бежать в Дублин, откуда в 1068 году они атаковали юго-восточную часть Англии. Согласно датским хроникам, они побывали в гостях у своего дяди, датского конунга Свена Эстридссона. После чего он отправил в Англию большой флот в 1069 году, когда дети Харольда вторично попытались восстановить в Англии англосаксонское или датское правление. Так что вполне вероятно, что Skuldelev-2 был как раз одним из кораблей, на котором в Данию прибыли наследники последнего англосаксонского правителя.
Корабли подобного типа часто называют драккарами (drakkar корабль-дракон, он же serpent змей). В действительности голова дракона на форштевне корабля викингов обозначала лишь высокий статус владельца, как правило, конунга или предводителя. Только к некоторым из больших судов, имевших такие украшения, можно применять подобный термин. Сами корабли могут быть бюссами (busse), снейдами (sneide), снекками (snekke) или зюдами (sud). По мнению датских экспертов, Skuldelev-2 относится к снейдам, и он единственный представитель этого типа судов, найденный на сегодняшний день.
Хотя Skuldelev-2 сохранился хуже остальных четырех судов (осталась лишь четверть всех шпангоутов), это не помешало музейным экспертам установить его первоначальные размеры и форму. Высоту мачты рассчитывали исходя из данных других раскопок. Отсутствовали также руль, парус и такелаж: перед тем как затопить корабли, викинги сняли с них все, что могло пригодиться.
Создание современной копии началось в 1998 году с сооружения макета в масштабе 1:10 и заняло два года. В 2000 году приступили к строительству судна в натуральную величину, которое завершили в 2004 году. При реконструкции использовали лишь те орудия, которые были в ходу у древних скандинавов.
Потрясающие успехи викингов в кораблестроении в значительной степени объяснялись их умением использовать природные качества строительного материала.
Для шпангоутов и крепления мачты использовали древесину с необходимыми углами естественного изгиба, для обшивки специальные доски из мощных дубовых стволов. Ствол раскалывали на 4 части с помощью топора и деревянных клиньев, удаляли сердцевину, затем расщепляли части еще раз и стесывали каждый клин вдоль волокон до толщины в несколько сантиметров. Это обеспечивало особую гибкость досок и устойчивость к воздействию влаги, которых нельзя добиться при современном способе обработки, когда бревна распиливают на параллельные пластины (пил у викингов как раз и не было). При обшивке корпуса доски сшивались внахлест с помощью железных гвоздей и заклепок. Дерево пропитывали сосновой смолой, сваренной в Финляндии по старинному рецепту: порезанные и тщательно уложенные корни деревьев жгли в течение нескольких дней.
При реконструкции «Морского коня из Глендалу» использовали около 300 дубовых стволов, 7 тысяч железных гвоздей и заклепок, 600 литров смолы и 2 км канатов.
Судно впервые спустили на воду в 2004 году. А за нынешней экспедицией можно проследить здесь.