Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Изменение климата. Обнаружена еще одна ошибка

Нидерланды попросили Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК) объяснить заявление, прозвучавшее в историческом докладе 2007 года, о том, что более половины территории страны находится ниже уровня моря.

Согласно голландским властям, это справедливо лишь для 26% территории страны. Еще 29% находятся под угрозой затопления и наводнений. По всей видимости, климатологи ООН просто сложили эти цифры, получив 55%. По словам представителей министерства окружающей среды Нидерландов, МГЭИК было неоднократно указано на ошибку, но она так и не была исправлена и в итоге попала в доклад, удостоенный Нобелевской премии мира. Голландские чиновники возлагают всю вину за это на политиков, лоббировавших гипотезу глобального потепления.

Министерство намерено также заказать тщательную проверку документа для выявления всех ошибок. Хочется спросить: «Родные, где вы были раньше, когда доклад публиковался и клался в основу нового международного климатического соглашения, которое, правда, так и не было подписано в Копенгагене в декабре прошлого года?»

938-страничный доклад, получивший название Fourth Assessment Report, разбил ученых и политиков на два лагеря: одни агитировали за скорейшее принятие мер по предотвращению климатического кризиса, а другие нещадно критиковали отчет.

Этот инцидент может привести к дальнейшему падению авторитета МГЭИК, которая недавно признала ошибочность прогноза, данного в том же докладе, что глобальное потепление может привести к исчезновению гималайских ледников уже в 2035 году году. Составители доклада ссылались на данные Всемирного фонда дикой природы, а он в свою очередь неверно списал прогноз директора Института географии РАН Владимира Котлякова, который называл совсем другую, но очень похожую дату — 2350 год.


Дородовая депрессия матерей делает детей жестокими

У женщин, страдающих депрессией во время беременности, чаще рождаются дети, которые вырастают в жестоких подростков.

До сих пор врачи утверждали, что на поведении ребенка в процессе взросления может отразиться только послеродовая депрессия матери. Однако эксперты из Бристольского университета и Университета Кардиффа выяснили, что негативное влияние на психику ребенка оказывает и дородовая депрессия.

Британские специалисты на протяжении нескольких лет наблюдали за 120 матерями. Участниц интервьюировали во время беременности, после родов и по достижении их детьми возраста 4, 11 и 16 лет. Результаты исследования показали, что дети, родившиеся у матерей, страдавших депрессией при вынашивании плода, в четыре раза чаще становились жестокими к 16 годам. Кроме того, эти тинейджеры чаще прочих демонстрировали другие виды антисоциального поведения.

Еще одним неожиданным открытием стало то, что женщины, которые в подростковом возрасте отличались злым и неспокойным нравом, чаще прочих испытывали депрессию во время беременности.

Депрессивными настроениями во время беременности страдают очень многие женщины; этот вид депрессии встречается даже чаще, чем послеродовое расстройство. Напомним, что матери двойняшек и тройняшек чаще страдают от послеродовой депрессии, чем женщины, родившие одного ребенка. Послеродовая депрессия чаще настигает также тех, кто ранее лежал в больнице с психическими расстройствами, злоупотреблял алкоголем или наркотиками.


Кто же первым летал на Луну?

Представляю изумление читателя: "Как кто? Американские астронавты!" Спорить не стану: именно так принято считать. Но так ли это на самом деле? Есть на этот счет и другое мнение, к которому склоняются многие наши ученые и космонавты: первым человеком, побывавшим на Луне, был гражданин Советского Союза майор ВВС Джон Иванович Гридунов...

Впервые это имя я услышал от Юрия Гагарина в нашем разговоре 19 марта 1966 года. Он подарил мне тогда свою книгу "Дорога в космос", но там об этой тайне не было ни слова. Тема в ту пору была закрыта.

...Все началось с создания НИИ авиационной и космической медицины, где велись работы по подготовке человека к полетам во Вселенную. Одна из главных проблем - преодолеть притяжение Земли, научиться работать на орбите. Первопроходцами в этом были испытатели.

В команду отбирали добровольцев, самых выносливых и смелых. Не все выдерживали нагрузки. Теперь не секрет: в 60-е годы инвалидами стали 60 человек из испытательных бригад. Но одним из первых, кто прошел все передряги, был майор ВВС Джон Гридунов (имя по воле родителей ему досталось от американского журналиста - друга советской страны Джона Рида).

Это имя я впоследствии не раз слышал от летчиков-космонавтов Германа Титова, Павла Поповича, Петра Климука, Виталия Севастьянова, многих ученых. Все были единодушны: вклад Гридунова в организацию жизнеобеспечения космонавтов неоценим, эксперименты по выявлению человеческих возможностей, недели, проведенные в скафандре на высоте 30 километров, "полет на Луну в барокамере" помогли обеспечить безопасность тем, кто шел за ним следом. Лишь один пример риска: если в обычных условиях нагрузка при работе на центрифуге нарастала постепенно, то при старте "полета на Луну" ее запускали до предела - 19g...

Мне не раз доводилось бывать в том секретном НИИ. Им тогда командовал генерал медицинской службы Ю. Волынкин. Там я и познакомился с майором Гридуновым - молодым, спортивным, жилистым мужчиной.

Прошли годы. К полетам в космос мы привыкли: вроде бы обычное дело - вон уже и туристы туда летают. Но для профессионалов каждый такой полет - это бросок в неизвестность. И по-прежнему начинают его на Земле испытатели...

...Давно не видел я Джона Ивановича. И вот как-то побывал у него в гостях - в обычной "хрущевке". Конечно, воспоминания за рюмкой коньяка и чашкой чая. Я, помимо прочего, спросил хозяина дома: "Дело прошлое, Джон, скажи: бывало ли в той работе страшно?". Он усмехнулся: "Гарантий ни испытателям, ни космонавтам никто никогда не дает. Не страшно бывает только дуракам. Но жить хочется всем. Даже когда прыгаешь с парашютом - и то не очень уютно, хотя за спиной - запасной парашют... Страх в таких ситуациях - это нормально. Но есть такое понятие, как чувство долга. У нас, испытателей, на Земле рядом товарищи. А вот космонавтам вряд ли кто-нибудь может помочь. Надежда только на себя. Вот почему перед реальным космическим полетом все неожиданности должны выявить мы, испытатели".

Спрашиваю Джона: "Правда ли, что американцы видели на Луне инопланетян?" Он смеется: "Я с ними не летал. И все-таки, скорее всего, это из области фантастики. Впрочем, такая версия есть. Понимаешь, неожиданностей в космосе масса. И спрашивать об этом нужно космонавтов. Я - всего лишь испытатель".

"Всего лишь испытатель"... Адская это работа. Но без вклада в нее Джона Гридунова и его товарищей вряд ли поднялись бы в космос теперь уже сотни и сотни космонавтов и астронавтов.

Ведущий рубрики "Исторический клуб "Известий" Станислав Сергеев