Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Кривые зеркала Вселенной-1
КАК ТЯГОТЕНИЕ ОТКЛОНЯЕТ ЛУЧИ СВЕТА
Отсчет истории гравитационного линзирования часто начинают с 1704 года. Тогда вышло в свет первое издание ньютоновской «Оптики», в которой великий английский физик свел в единую систему почти все знания о свете, накопленные к тому времени человечеством. Книгу замыкает список вопросов, которые остались без ответа, и первый из них - знаменитый
»не действуют ли тела на свет, искривляя своим действием его лучи, и не является ли это воздействие наибольшим на наименьшем расстоянии»?
Здесь астрономы, конечно, лукавят, так как это замечание Ньютон сделал с целью объяснить явление дифракции (огибания светом мелких препятствий), которое не имеет объяснения в рамках ньютоновской оптики - дифракция возникает из-за того, что свет является волной, Ньютон же приписывал свету лишь свойства потока частиц. Несоответствие, впрочем, не помешало астрономам, занимающимся линзированием, отметить трехсотлетие этой отрасли науки в 2004 году.
Ответ на поставленный Ньютоном вопрос дали сразу несколько физиков, но лишь спустя столетие, на границе XVIII и XIX веков.
В Британии до ответа додумался Джон Митчелл, который рассмотрел вопрос об отклонении света в письме своему куда более именитому соотечественнику Генри Кавендишу. Однако знаменитый британский физик был столь странным и недоверчивым, что письмо это осталось неопубликованным. А в историю науки вошла напечатанная двадцатью годами позже работа немца Йохана фон Зольднера.
Зольднер, вполне в духе господствовавшей со времен Ньютона корпускулярной теории, рассмотрел свет как поток частиц. Здесь он сделал смелое для того времени предположение, что каждая частичка света обладает некоторой массой, а раз так, можно рассчитать силу, с которой массивная звезда будет притягивать эту частицу. Зная начальную скорость частицы - скорость света к тому времени уже была известна достаточно точно - можно определить её траекторию. Оказалось, Ньютон был прав - траектория представляла собой кривую линию, которая в геометрии называется гиперболой.
Более того, форма кривой практически не зависела от массы частицы света. Это вполне объяснимо - из школьного курса физики мы помним результаты опытов Галилея: пушечное ядро и пушинка в разреженном воздухе падают одинаково. На самом деле, это утверждение верно лишь для падающих тел, масса которых ничтожна в сравнении с массой Земли - если бы ядро само бы весило, как Земля, оно упало бы примерно в полтора раза быстрее. Но во времена Зольднера, пусть и через двести лет после Галилея, очень смелым было само предположение, что гравитация действует на свет так же, как и на другие тела. Зольднер очень обрадовался, что результат от массы не зависит, так как о массе частичек света тогда ничего не знали. Но его неуверенность хорошо чувствуется в длинных и путанных оправданиях, которыми немецкий астроном сопровождает свои вычисления.
Лучший начальник - мужчина
Сотрудники института социальных исследований города Мичиган выяснили, что иметь в начальниках мужчину менее рискованно, чем женщину. И что самые верные решения женщины принимают в критические дни.
Как рассказала руководитель исследования профессор Янь Чэнь, они проверяли действия представителей обоих полов в процессе управления компанией. Все эксперименты основывались на моделях, используемых в экономической теории, которая может определить процент риска, стратегию и размер возможного в данных условиях заработка.
За исходную экономическую модель исследователи взяли торговый аукцион.
Чэнь с коллегами провела 40 серий экспериментов. Каждая серия состояла из 30 раундов. Исследователи отобрали 400 студентов и аспирантов разного профиля деятельности (включая и экономистов). Всех добровольцев в каждом раунде произвольно назначали покупателями и продавцами на аукционе.
Основные условия эксперимента состояли в том, что все покупатели одновременно предоставляют свои заявки. И никто из них не знает ни друг друга, ни размеров ставок других участников аукциона.
В каждом раунде группа продавцов назначала примерную цену на гипотетический товар. Покупателю, которому досталась вещь, присваивалось определенное количество очков, равное разнице между установленной ценой и ценой покупки. В конце раунда очки конвертировались в валюту. Каждая серия из 30 раундов длилась от 40 минут до часа, а средняя величина заработка за серию составила $15.36.
Все серии показали, что мужчины в среднем заработали $18.14, а женщины - $12.28.
Анализ ставок показал, что женщины на аукционах изначально ставят цену на 5% выше. Поэтому в итоге они зарабатывают на 39% меньше. Также удалось выяснить, что помимо неоправданно высокой цены женщины больше рискуют на торгах.
И только в критические дни различия в стратегии поведения на торгах исчезают.
«Мы обнаружили, что в течение менструального цикла, когда уровень эстрогена снижается, женщины меньше рискуют и становятся более расчетливыми, как мужчины, - сказала Янь Чэнь - Половые различия в поведении женщин и мужчин на торгах в другие дни определяются высокими уровнями 6 »женских« гормонов.»
Кроме того, каждый участник заполнял анкету, которая включала в себя общую информацию: раса, образование, хобби, а для женщин еще и время менструального цикла.
«Результаты нашего эксперимента показали, что женщины, в основном, имеют две тенденции: либо склоняться к более надежному выбору, либо рисковать» - сказала Чен.
После окончания экспериментов исследователи проанализировали все анкеты участников, учли образование студентов, количество часов математики, статистики, экономики.
Оказалось, что данными факторами можно пренебречь. А основные различия в поведении мужчин и женщин определяются уровнем эстрагона и прогестерона в крови, то есть менструальным циклом женщин.
Влияние физиологических факторов на процесс принятия решений изучено довольно мало, говорит Чэнь, но на всякий случай советует женщинам принимать во внимание менструальный цикл, когда они устраиваются на работу, заключают договора и т.д.: «Лучше знать и понимать, что в определенные дни Вы сильно рискуете, а в другие, наоборот, выбираете оптимальные решения. И еще, если Вы назначаете деловые переговоры, то для Вас будет лучше провести их во время или сразу после менструации. Тогда вы примете оптимальные решения».
В дальнейшем Чен собирается разработать тесты для определения опасных для бизнеса дней, что даст возможность женщине выбрать оптимальное время для плодотворной работы без ошибок.