Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Четырёхногие утки живут в висках
Сотрудники Манчестерского университета выявили в мозге человека участок, на первый взгляд отвечающий за рисование, а на самом деле - за функции, которые лежат в основе коммуникации.
Ученые 150 лет спорили, какое место в мозге позволяет человеку понимать и узнавать слова. Группа во главе с Мэтью Лэмбоном-Ральфом (Lambon-Ralph) попыталась поставить точку в спорах на Фестивале науки в Норвиче: по их мнению,
передний полюс височной доли головного мозга - структура, расположенная рядом с ухом, - отвечает за распознавание слов и понятий, кодирует их в мозге. Этот навык предопределяет любую коммуникацию.
Используя метод трансчерепной магнитной стимуляции (transcranial magnetic stimulation - TMS), нейрофизиологи провели эксперимент с 12 здоровыми добровольцами, искусственно замедлив активность указанной структуры. Экспериментаторы исходили из того, что именно разрушение мозговой ткани в передней височной доле становится причиной так называемого семантического слабоумия (semantic dementia) - второго по распространенности типа слабоумия в возрасте до 65 лет после болезни Альцгеймера.
Такой эффект был обнаружен еще в конце XIX века, но его связывали с другой мозговой структурой.
При семантическом слабоумии больные способны плавно говорить, но забывают все, что знали о людях, объектах и абстрактных понятиях. Например, они могут нарисовать утку с четырьмя ногами, спутав слова duck (утка) и dog (собака). А при демонстрации изображения верблюда пациенты, страдающие семантическим слабоумием, понимают, что перед ними животное, но не могут назвать его или указать связанные с ним ассоциации (пальмы, пустыня, оазис).
Как говорит Лэмбон-Ральф, при таком расстройстве слово из лексикона исчезает не мгновенно, а как бы постепенно, человек может помнить слово «утка», но детали у него выпадают. Когда пациента просят скопировать лежащий перед ним рисунок, он легко справляется с задачей. Но чем больше ему приходится думать над понятием самостоятельно, тем более дикие образы рождаются в его мозге. Кроме того, больные перестают воспринимать взаимосвязь между ощущением и объектом, который его вызывает. Так, почувствовав запах лимона, они затрудняются сказать, от чего данный запах исходит.
В манчестерских опытах испытуемые, у которых блокировали деятельность передней височной доли, временно теряли способность увязывать слово и его смысл, подобно больным с диагнозом «семантическое слабоумие».
Хотя они не делали таких явных ошибок, понять смысл картинки или понятия им удавалось на 10% медленнее, чем в обычных случаях. Через 5-10 минут соответствующая функция мозга восстанавливалась.
Предыдущие исследования связывали способность рисовать и распознавать семантику с зоной Вернике - она также расположена в передней височной доле, чуть ближе к затылку. Британские исследователи пока не проверяли действие магнитной стимуляции на зону Вернике, но не сомневаются, что она здесь ни при чем.
Цивилизация родилась не от хорошей жизни
Серьезные изменения климата, возможно, были основной движущей силой развития цивилизации. Таковы выводы исследования, представленного британским ученым на Фестивале науки в Норвиче.
Гипотеза доктора Нила Брукса из университета Восточной Англии противоречит общепринятым теориям того, как и почему возникла цивилизация. Согласно гипотезе, самые ранние цивилизации есть не что иное, как побочный продукт адаптации к климатическим изменениям и враждебной окружающей среде. Исследование опубликовано в журнале Quaternary International.
Брукс полагает, что ранние культуры Египта, Месопотамии, Южной Азии, Китая и севера Южной Америки, основанные между 6000 и 4000 лет назад, возникли в результате глобальных климатическим колебаний. Спровоцированная естественными флуктуациями орбиты Земли система муссонов расшаталась, что привело к сокращению осадков и образованию засушливых районов, со временем становящихся все более бесплодными.
Так, около 3000 назад как следствие климатических метаморфоз появились пустыня Сахара и природный феномен Эль-Ниньо - теплое сезонное поверхностное течение в восточной части Тихого океана.
Итогом стало формирование больших городских сообществ - государств, поскольку люди были вынуждены переселяться и концентрироваться вокруг источников воды, пастбищ и плодородных земель.
Именно наступившие трудные времена, по мнению Брукса, вынудили людей сотрудничать и создавать все более сложные структуры для защиты и выращивания пищи.
Ученый не согласен с распространенными воззрениями, по которым цивилизацию породила благоприятные внешние обстоятельства, и считает, что сравнительный комфорт никого не заставит цивилизоваться.
Впервые неожиданная идея пришла в голову исследователя при изучении цивилизации гарамантов в Ливии периода вселенской экоперестройки. Археологические изыскания засвидетельствовали, что около 3000 лет назад цветущий рай стал пустыней и люди сгруппировались у немногих сохранившихся озер.
«Цивилизация оказалась крайней мерой перед лицом резко ухудшившейся экологии - средством организации общества и производства и перераспределения материальных ресурсов», - говорит Брукс.
Хотя для многих - если не для всех - людей развитие цивилизации означало ухудшение качества жизни, ограничение свободы и усиление неравенства, другого выхода, по Бруксу, просто не было. После перехода к проживанию в городах большинству пришлось больше работать, здоровье и пища ухудшились, а инфекционные заболевания участились - выжить стало труднее, но иначе и вовсе невозможно.
Представители первых цивилизаций, говорит Брукс, подвергались все большему насилию - в форме как организованных конфликтов - войн, так и власти самозваных элит. Элиты пользовались религиозными и политико-идеологическими способами давления, чтобы удержать свое положение. Именно такие модели управления дожили и до сегодняшнего дня.
«Общины, занимавшиеся охотой и собирательством, куда ближе к нашему пониманию демократического общества, - подчеркивает Брукс. - Они не имели лидера-вождя и жили по принципу общего взаимного согласия».
Новые данные заставили Брукса усомниться в общепринятой версии, по которой зарождению цивилизации способствовала смена резких и непредсказуемых условий последнего ледникового периода мягким и устойчивым климатом голоцена около 10 тысяч лет назад.
Не согласуется исследование и с глубоко укоренившимися философскими представлениями о природе цивилизации и прогрессе. По Бруксу, цивилизация - не естественное состояние человека и не последствие планомерного движения вперед, а случайный и ненамеренный финал приспособления к экстремальному ухудшению климата.