Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Пустой взгляд умного ответа

Рассеянный, пустой взгляд, блуждающий по сторонам, – верный признак внимания и стремления сосредоточиться. Поэтому нельзя принуждать людей (особенно детей) смотреть на собеседника во время ответов на сложные вопросы (например, при решении задач). К такому выводу пришли психологи из Университета Стерлинга (Шотландия) после серии экспериментов над детьми и взрослыми.

Своими рекомендациями исследователи поделились на днях на Фестивале науки в Норвиче.

Они полагают, что при изложении какого-либо сложного материала для взрослых и детей правильнее и нормальнее отводить глаза, пристально и бесцельно рассматривая вид из окна или узор на ковре. Такая тактика позволяет мозгу сконцентрироваться.

Учёные обучили группу из 25 пятилеток отводить взгляд, когда им задают вопрос. Эффект не замедлил последовать и выразился в существенном увеличении правильных ответов при устном счете.

Руководитель работы Гвинет Доэрти-Снеддон отказалась рассказать о деталях эксперимента, так как отчет о нём проходит предпечатную подготовку в British Journal of Developmental Psychology. Однако добавила, что последующие эксперименты с той же группой испытуемых показали: одновременный взгляд на человеческое лицо и обдумывание математического упражнения порой настолько сложно, что сочетание может вызвать даже физиологическую реакцию.

Аналогичная картина наблюдается и у взрослых. В одном из опытов около 30 взрослых должны были решить задачу, требующую концентрации. Например, посчитать от 100 в обратном порядке, отнимая всякий раз по 7. И комбинация умственных усилий с эмоциональным замешательством заставляла участников эксперимента буквально обливаться потом. По словам Доэрти-Снеддон, самое сильное потоотделение наблюдалось у мужчин, которых тестировали женщины.

Лицо содержит такое количество эмоционально окрашенной информации, что старание отгородиться от этого потока мешает нам думать ясно, считает исследовательница. Так что сама она теперь настаивает на том, чтобы ее дети не смотрели на нее, когда Гвинет помогает им выполнять школьные домашние задания.

Как пояснили «Газете.Ru» профессиональные психологи, методик для повышения концентрации внимания существует множество. Как правило, все они основаны на исключении влияния фоновых раздражителей, к которым можно отнести посторонние шумы, яркие детали интерьера, эмоционально окрашенные объекты и т. п. В данном случае лицо человека, значимой фигуры, учителя для 5-летнего ребенка можно считать очень сильным раздражителем, равно как и лицо женщины для мужчины-тестируемого.

Однако не стоит говорить о значимости такого раздражителя в целом, так как в данном случае большую роль влияет статусно-ролевая позиция субъекта, участвовавшая в эксперименте.

В любом случае лицо учителя, интервьюера, начальника – это не то же самое, что и лица менее значимых фигур. В основном потому, что от основного собеседника испытуемый ждет обратной связи – мимики, контакта глаз и прочих эмоциональных проявлений. Принудительное же отведение взгляда (которому учила детей группа Доэрти-Снеддон) чревато таким же рассеиванием внимания, так как испытуемый будет пытаться контролировать еще и свое поведение.

Тем не менее блуждающий бессистемно взгляд, не фокусирующийся на конкретных предметах, – отличный способ отвлечься от раздражителей, немного успокоиться, собраться и действительно бросить все силы на решение задачи.


Алхимия-2. Дао химии

ОСНОВЫ КИТАЙСКОЙ АЛХИМИИ

Алхимики средневековой Европы оставили достаточно много отчетов о своей работе - в виде текстов, серий рисунков и даже архитектурных комплексов. Однако все эти древние «лабораторные журналы» настолько тщательно зашифрованы, что самостоятельное прочтение их новичком только запутывает и удаляет от понимания какого-либо смысла прочитанного.

Лично для меня (ВЗ) ситуация стала гораздо понятнее после знакомства с работами по китайской алхимии. Разумеется, в Китае не пользовались термином «алхимия», но смысл некоторых трактатов, например, книг «Мелкое приближение к речам о Пути» («Дао янь цянь цзинь») и «400 слов о золотой киновари» - именно алхимический. Крупные специалисты по китайской философии - Е.А. Торчинов и Дж. Нидэм считают, что европейская средневековая алхимия, особенно ее иатрохимическое (фармацевтическое) направление, исторически связаны с китайской алхимией.

Алхимия существовала в Китае более 2000 лет назад, и она практикуется до сих пор.

В наше время китайские алхимические практики популярны и в России. Это не «делание золота», а известные системы оздоровительной гимнастики - «ци гун» и «тай цзи-цюань». Дело в том, что, в отличие от европейской (в широком смысле) алхимии трансмутаций, китайская алхимия была составной частью даосизма.

Основателями философии Дао считают Лао-цзы («Старый Учитель» или «Старый Младенец») (Ли Эр или Ли Боянь или Лао Дань - 604-ок.500 до н.э.) и Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу - ок.369-286 до н.э.). Первому приписывается авторство «Дао дэ цзин» (трактат о пути и добродетели). К началу н.э. даосизм формируется как развитая философская и религиозная система. Для даосской религии (сянь-даосизм) характерна вера в возможность обретения физического бессмертия через достижение единства с Дао - основой бытия, а также со всем космосом в целом посредством алхимии, медитаций и разработанных приемов психофизического тренинга. Даосизм оказал огромное воздействие на развитие естественных наук, теории и практики медицины, боевых искусств Китая.