Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Разведчик вышел на цель

Марсианский зонд NASA Mars Reconnaissance Orbiter успешно завершил длившуюся около полугода процедуру аэробрейкинга и готов к регулярным исследованиям Марса. За прошедшие со времени выхода на орбиту Марса полгода аппарат с 35-часовой орбиты перешел на 2-часовую исключительно за счет торможения в верхних слоях атмосферы. Благодаря этому исследовательский зонд сэкономил приблизительно 600 кг (1322 фунта) горючего, которое пригодится ему во время детального изучения Красной планеты.

Процедура аэробрейкинга – очень сложная инженерно-космическая задача, требующая точных расчетов. Неточный расчет орбиты уже стоил NASA потери станции Mars Climate Orbiter в 1999 году.

В процессе аэробрейкинга инженеры проверили научную аппаратуру станции, а ученые получили важные данные о составе верхних слоев марсианской атмосферы. Также на Землю переданы первые тестовые снимки поверхности Марса.

Mars Reconnaissance Orbiter стартовал с Земли 12 августа 2005 года и вышел на орбиту Марса полгода назад. Он оборудован шестью научными инструментами для комплексного изучения планеты – от верхних слоев атмосферы до участков, скрытых под поверхностью соседа Земли. Среди них камера-телескоп High Resolution Imaging Science Experiment (HiRISE), самая мощная камера, когда-либо покидавшая орбиту Земли. С ее помощью планируется проводить съемку отдельных участков Марса с высочайшим разрешением: приставленный к камере 50-сантиметровый зеркальный телескоп имеет угол поля зрения 1,15 градуса и может различать с орбиты Марса 25-сантиметровые детали.

Спектрометр Compact Reconnaissance Imaging Spectrometer for Mars (CRISM) займется поиском «спектральных отпечатков пальцев» воды, которые она могла оставить в марсианских минералах. В рамках миссии CRISM планируется создание геологической карты поверхности Марса, а также исследование сезонных изменений в составе марсианской пыли и ледяных аэрозолей. Ученые рассчитывают серьезно продвинуться в понимании механизмов, воздействующих на марсианский климат.

Камера Context Imager (CTX), которая должна получать черно-белые изображения шириной 30 км с разрешением 6 м/пиксел, поможет привязать данные, полученные камерами HiRISE и CRISM, к глобальной карте Марса. Прибор Mars Color Imager (MARCI) разработан для того, чтобы фиксировать ежедневные глобальные изображения Марса на протяжении марсианского года (687 суток) в пяти видимых длинах волн и двух ультрафиолетовых длинах.

За сутки зонд 12 раз облетит вокруг Марса, и 84 картинки составят ежедневный отчет о метеорологических событиях на планете.

Камера отследит движения пылевых бурь, полярных шапок, облаков, водяных паров, кристалликов водного и углекислого льда, а также отследит изменения атмосферной температуры. Еще одна цель, которую стоят перед этим устройством, – выяснить, как солнечная энергия взаимодействует с атмосферой и поверхностью планеты.

Радар SHARAD (SHAllow RADar – радар поверхности) предназначен для изучения поверхности Марса и подповерхностного зондирования планеты. SHARAD принципиально способен обнаружить жидкую воду и лед на глубинах до нескольких сотен метров от поверхности. Прибор способен различить слои воды или льда толщиной от 10 м. Установка SHARAD на Mars Reconnaissance Orbiter стала следствием исследований миссии Odyssey, данные которой позволяют надеяться на обнаружение большого количества водного льда под поверхностью Марса.

По оценкам ученых, количество данных, собранных миссией Mars Reconnaissance Orbiter, превысит общее количество информации, полученной о планете за всю историю изучения Марса автоматическими межпланетными станциями с 1960 года. Если ничего не случится, аппарат должен работать на орбите до 2010 года.


ФАВ-3. Угарный газ

Коварные свойства угарного газа известны с давних времен. Наши предки знали, что очень опасно, сохраняя тепло, закрывать тягу в непрогоревшей печке. В закрытом доме тепло, уютно, человек ложится отдохнуть - и не просыпается, угорает.

Виновник несчастья носит разные имена - оксид углерода (II), монооксид углерода, окись углерода, угарный газ, СО.

ГДЕ ОБРАЗУЕТСЯ УГАРНЫЙ ГАЗ

Когда закрывают тягу, он образуется при окислении тлеющих угольков в условиях недостатка кислорода, и попадает в комнату. Люди не замечают вторжения - ведь у захватчика нет ни запаха, ни цвета. А действует он, в первую очередь, на центральную нервную систему, и угоревший не в состоянии оценить, что с ним происходит что-то не то.

Казалось бы, в наше время немногие пользуются печками, и вероятность встречи с угарным газом низка. Но, оказывается, это вещество, выделяется как в результате деятельности человека, так и во многих природных процессах.

Угарный газ образуется практически во всех видах горения - при сжигании топлива на электростанциях и теплостанциях, при горении костра и газовой плиты, в выхлопе автомобиля, при курении. Источниками СО являются металлургия, химическая промышленность. Монооксид углерода используют в качестве исходного вещества для синтеза ацетона, метилового спирта, карбамида и т.д.

В результате вулканической деятельности и окисления метана в атмосферу также попадает угарный газ. Но количество природного угарного газа, по некоторым данным, составляет только около 3% от газа из а антропогенных источников, на 90% получаемого за счет сжигания ископаемого топлива.

Один из источников угарного газа - сам человек.

Дело в том, что угарный газ продукт нормального обмена веществ - в небольших концентрациях необходим организму и выполняет в нем важные функции.

В сутки человек выдыхает до 10 мл СО. Это важно иметь в виду разработчикам систем очистки воздуха для длительного пребывания в закрытых помещениях - космических кораблях, кессонах и т.п.
Таким образом, вездесущий угарный газ можно назвать ядом повседневного действия. Его ПДК в воздухе производственных помещений составляет 20 мг/м3 или 0,02 мг/л. Естественный уровень СО в воздухе - 0,01 - 0,9 мг/м3, а на автострадах России средняя концентрация СО составляет от 6-57 мг/м3, превышая порог отравления.

Основным «поставщиком» монооксида углерода в крупных городах является автотранспорт. При сжигании 1000 л топлива автотранспортные средства выделяют в атмосферу от 25 до 200 кг угарного газа. В атмосферу Москвы, например, 72-75% всего угарного газа попадает именно по вине автомобилей.

К сожалению, нередки случаи отравления в закрытых гаражах.

Ни в коем случае нельзя заводить и прогревать двигатель в закрытом невентилируемом помещении!