Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Древнегреческая выдержка

В восточной части Эгейского моря на глубине около 60 метров робот-археолог обнаружил остатки древнегреческого торгового судна, сообщает Live Science. О находке ученые объявили в четверг, 2 февраля.

Находки древних судов под водой – достаточно большая редкость. Поднятый целиком знаменитый шведский корабль «Васа» – скорее исключение. Во-первых, он затонул в XVI веке, во-вторых, он затонул сразу после спуска на воду практически неповрежденным, а в-третьих, он затонул в Балтийском море, где из-за низкой солености не живет корабельный червь, разрушающий древесину. И тем не менее, около 20 лет судно вымачивалось в растворе полиэтиленгликоля, который заменил воду в дереве. А древнейшие суда – например, ладью фараона Хеопса – обычно находят на суше, как правило, в захоронениях древних правителей.

Как говорят археологи, впервые им удалось зафиксировать на дне моря нечто крупное в 2004 году при помощи сонара, предоставленного министерством культуры Греции.

Правда, в том году они не успели спуститься на дно, чтобы хоть разок взглянуть на находку, – требовалось обследовать как можно большую площадь Эгейского моря.

Поэтому изучение корабля началось только в июле 2005 года. Подводный робот SeaBed за четыре погружения создал полную картину корабля и рассеянного вокруг него груза. Правда, чтобы получить ее, исследователям пришлось «склеить» около 7500 изображений.

По словам первооткрывателей, судно везло груз из нескольких сотен амфор с вином и оливковым маслом. Оно затонуло около 350 года до нашей эры неподалеку от острова Хиос.

Амфоры в древнегреческом мире служили для перевозки и хранения жидкостей (как правило, вина и масла). Амфоры имели заостренное днище и две ручки (амфора – от слова «амфи» – с обеих сторон). Заостренным днище делалось для того, чтобы воткнуть его в грунт. Кстати, перевозили их также воткнутыми в грунт, насыпанный на дно корабля. Они относились к разряду «одноразовой» посуды – на месте назначения пустые амфоры, как правило, разбивались, а осколки выбрасывались. Поэтому по форме амфоры можно достаточно точно определить место и время, когда ее изготовили. Правда, кое-где вторично амфоры все-таки использовали. Например, в Северном Причерноморье пользованные сосуды служили погребальными урнами для простолюдинов.

«Одноразовость» обнаруженных амфор и позволила археологам точно датировать дату гибели корабля.

А после изучения самого остова ученые пришли к выводу, что судно погубил (возможно, начавшийся во время шторма) пожар. Исследователям предстоит еще не одна сотня погружений, тем более что глубина моря в этом месте позволяет поработать с находкой довольно плотно.

Дэвид Минделл из Массачусетского технологического института сравнивает эту находку с «захороненным грузовиком UPC».

Так что ученые надеются, что корабль «расскажет» им о торговле Древней Греции и поможет установить возможных партнеров греков.

Работы по хиосскому кораблю – это часть десятилетней программы по поиску и изучению культуры Средиземноморья, относящейся к бронзовому веку. Особое внимание ученые хотят уделить микенской и минойской культурам и их торговым партнерам.

Возможно, исследования найденного корабля позволят узнать что-то новое и о истории знаменитого Херсонеса. Изгнанники из Греции основали город примерно в то же время, когда затонул хиосский корабль.


В ритме секса

Если подросток постоянно слушает музыку с ярко выраженным сексуальным подтекстом, его шансы рано начать половую жизнь в два раза больше. При этом музыкальное направление, будь то хип-хоп, рэп или хард-рок, значения не имеет. К такому выводу пришла группа ученых во главе с Стивеном Мартином, исследователем из питтсбургской Rand Corp. Их статья вышла в августовском выпуске Pediatrics, распространенном в понедельник.

Работа базировалась на телефонных опросах 1461 подростка в возрасте от 12 до 17 лет. Опрос начался в 2001 году, когда большинство из опрошенных еще были девственниками. Повторные опросы проводились в 2002 и 2004 годах.

Исследование показало, что песни, описывающие женщин как сексуальный объект, людей как сексуально управляемые объекты и содержащие явные отсылки на сексуальный контакт, с большей вероятностью вызывают раннее начало половой жизни, чем песни, тексты которых содержат все то же самое, но в более завуалированной форме.

Найдена зависимость вероятности раннего «развращения малолетних» от активности слушания.

В статье говорится, что активно слушающие подобную музыку (heavy listeners) начали половую жизнь в течение первых двух лет после начала опроса в 51% случаев. В то же время среди слушающих мало или слушающих «неразвращенную» музыку (no sexually degrading music) в таком же возрасте начали половую жизнь всего 29%.

Ученые считают, что развязная музыка дает подсознательное сообщение подросткам, что секс – это простая и обыденная вещь, «как сходить в туалет».

Ассоциация индустрии звукозаписи Америки (Recording Industry Association of America) полученные данные комментировать отказалась. В то же время другие звукозаписывающие компании посчитали выводы ученых преждевременными. «Я бы пока поостерегся говорить, что музыка более других факторов является причиной падения нравов», – сказал Бенджамин Чавис, генеральный директор Hip-Hip Summit Action Network – организации, объединяющих исполнителей хип-хопа.

Несмотря на слова Чависа, проблема сексуальных песен давно стала международной, хотя решает её каждая страна по-своему.

Китайские власти, например, как обычно перегнули палку в борьбе за нравственную чистоту своих граждан. По сообщению государственного журнала «Небо и земля», в караоке-барах введён сексуальный ценз. Причем, к удивлению китайцев, в список запрещённых попали не современные мелодии, а популярные у людей среднего возраста. Например, песня «Иди ищи удовольствий в одиночестве» попала в черный список за слова «Я хочу найти другую любовь, я не привык к одинокой жизни». А песню «Офис» запретили за «Посмотри на одежду на столе, мы провели здесь столько ночей, подобных этой. Не включай в офисе свет и внимательно слушай – господин Чжоу может вернуться за своей книгой».

Возможно, скоро цензуре подвергнутся китайский театр и кино – группа Стивена Мартина приступила к исследованию влияния на молодежь визуальных искусств.