Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Жемчужный аналог малинового пиджака
Журнал Science опубликовал отчет о находке трех жемчужин, использовавшихся древними людьми в качестве украшений. Две из них найдены в пещере Скул на склонах горы Кармэль (Израиль), еще одна в из местности Oued Djebbana в Алжире. Возраст жемчужин около 100 тыс. лет, что приблизительно на 25 тыс. лет старше самых ранних известных до сих пор украшений (такие же раковины, найденные в районе Blombos в Южной Африке).
Все три жемчужины имеют отверстия, через которые их можно нанизать на нитку, получив таким образом украшение или браслет.
Кроме того, все три раковины принадлежат одному и тому же моллюску Nassarius. Вероятно, эти раковины были выбраны из-за их размера и продырявлены специальным острым кремневым орудием, которое было также обнаружено учеными.
Ученые считают, что появление украшений это очень важный этап в формировании сознания человека, один из признаков появления знаковых систем. «На самом деле, когда мы надеваем украшение, мы этим что-то сообщаем другим, говорит соавтор исследования Крис Стрингер из Музея естествознания в Лондоне. Что мы являемся или сильными, или богатыми, или сексуальными, или способными отразить зло, так что пусть лучше даже не пытается». По мнению ученых, украшения имели не только декоративную, но и социальную функцию. То есть за последние 100 тыс. лет с тех пор мало что изменилось в этой сфере. Достаточно вспомнить золотые цепи и малиновые пиджаки новых русских или целую науку о том, сколько должны стоить наручные часы у делового человека.
Последнее время ученым приходится пересматривать отношение к первобытным людям как к совсем диким и отсталым. Наскальная живопись пещеры Ласко, например, считается шедевром мирового искусства не только из-за своей древности. А необыкновенно изящные, мастерски изготовленные кремневые топоры, найденные на месте русла древней реки в графстве Кент, свидетельствуют о том, что жители Британских островов 250 тыс. лет назад были куда более сложным и развитым народом, чем предполагалось ранее.
По мнению археологов, палеолитический британец занимался какими-то делами и случайно забыл топоры на берегу, где их быстро занес песок. Топоры, длина одного из которых достигает 307 мм, что составляет вторую по величине находку такого типа за всю историю раскопок в Великобритании, по всей видимости, использовались для охоты на крупных животных, в том числе зубров, больших оленей, слонов и носорогов. Рядом с топором был обнаружен колун длиной 179 мм и шириной 134 мм.
В период между 400 000 и 250 000 лет назад территорию современной Великобритании населяли не Homo sapiens, а вымершие позднее неандертальцы, которые, как показывают все новые и новые исследования, были для своего времени достаточно продвинутыми в интеллектуальном и технологическом отношениях.
Тайны педагогического искусства-4
В жизни человека есть период, когда он наиболее готов и хочет учиться. Это возраст от 6-8 до 10-12 лет. Целостное восприятие мира, характерное для более раннего возраста, когда ребенок скорее чувствует, чем воспринимает объяснения, сменяется интеллектуальным познанием. Сама природа говорит детям: «Пора в школу!».
К сожалению, многие родители и педагоги увлекаются модой «на интеллект» и форсируют интеллектуальное развитие ребенка в более раннем возрасте, т.е. рациональное словесно-логическое мышление получает несвоевременный и неоправданный приоритет перед целостным интуитивно-образным.
Мода на раннее обучение - это именно мода: «Как же, у всех дети в прогимназии и спецшколе, а мой чем хуже?»
Ребенка пристраивают в суперэлитарные прогимназии с иностранными языками и компьютерами (дорого, но зато такое гармоничное развитие). Интенсивное обучение в 5-7 лет, не учитывающее возрастных особенностей восприятия, приводит к запредельным психо-эмоциональным перегрузкам детей, последствия которых проявляются позже. Затем следует начальная школа с чтением «на скорость», результатом которого становится потеря понимания прочитанного.
Большинство школ имеют строгие установки: не набирать в 1-й класс детей, которым на 1 сентября менее 6,5 лет, - но родители бьются насмерть «за интересы» детей. В результате первоклассник, которому по возрасту еще положено играть в садике и спать днем, приползает домой после 6-го урока и со слезами садится за английский, чтобы не получить двойку - а то отчислят из гимназии.
Многие родители искренне считают, что если они не оставят своему ребенку ни минуты свободного времени, это пойдет только ему на пользу. Дополнительно к обычным занятиям по расписанию детского сада пятилетка ходит на три платных факультатива, да еще в две секции по субботам и воскресеньям, а после садика, в 6 вечера - на английский. К школе такой ребенок подходит обессиленным, с подорванным здоровьем, в учении нет для него ничего нового и притягательного. С такими «вымученными» вундеркиндами мне приходится встречаться регулярно на олимпиадах и при приеме девятиклассников в СУНЦ МГУ.
Советские психологи и педагоги создали в 50-е - 60-е годы прошлого века уникальную «систему развивающего обучения» (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), которая эффективно работает в начальных классах. Создатели «развивающего обучения» гордятся тем, что у учащихся начальной школы развивается «мышление особого типа, несвойственное многим обычным младшим школьникам». Фактически речь идет о форсированном развитии у 6-10-летних детей рационально-логического мышления, естественное время которого наступает в 15-16 лет. Подобное изменение развития может приводить к снижению именно интеллектуальных показателей в более старшем возрасте.