Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Старый теплый год

2005 год стал рекордно теплым для Земли в целом и необычно теплым для Арктики. Как сообщили во вторник эксперты NASA, среднегодовая температура прошлого года побила даже рекорд 1998 года, когда «Эль-Ниньо» на востоке Тихого океана добавил свой вклад в общую картину повышения температуры. На сей раз обошлось без помощи феномена.

Такого тепла люди не ощущали ни разу за всю историю регулярных наблюдений, которые ведутся с 1890-х годов.

Наитеплейшие года следуют один за другим: 10 годов-рекордсменов идут после 1990 года, а «первая пятерка» сейчас выглядит так: 2005, 1998, 2002, 2003 и 2004.

«Эль-Ниньо» (по-испански «младенец») –
малообъяснимое явление. Возникает в восточных районах Тихого океана раз в четыре-пять лет и представляет собой резкое потепление на 5–9 градусов поверхностного слоя воды, что порою влечет за собой катастрофические последствия, включая ураганы и штормы. Пока что ученые затрудняются в объяснении причин появления и предсказании «Эль-Ниньо».

Кроме того, эксперты NASA подсчитали, что среднегодовая температура за последние 30 лет выросла на 0,6 градуса, а за последний век – на 0,8 градуса. Ученые говорят, что сам факт глобального потепления уже ни у кого не вызывает сомнений. А вот о его причинах сейчас идут самые ожесточенные споры.

Часть ученых считают, что в глобальном потеплении виноваты люди, в том числе и создаваемый ими парниковый эффект. Их оппоненты утверждают, что вклад людей в то самое глобальное потепление (как и в парниковый эффект) ничтожен. Копий ломается очень много, тем более что в этом замешана и политика, а ученому на проблеме потепления легко сделать пиар: тема эта не безразлична любому жителю Земли.

В январе 2006 года, например, британский профессор Джеймс Лавлок вообще категорически заявил, что климатические процессы на планете прошли «точку возврата», после которой возвращение климата в прежнее, более равновесное состояние невозможно. И человечество, по всей видимости, вряд ли сможет пережить эпоху глобальных перемен.

В свою очередь, сотрудники вашингтонского Института Маршалла в своих работах утверждают, что опасность глобального потепления «чрезмерно преувеличена» и нет необходимости в снижении количества выбросов парниковых газов. За это британский профессор Боб Мэй в интервью газете Guardian прямо обвинил их в заангажированности. Мэй указал и на «спонсора» этого «исследования» – нефтяную компанию Exxon Mobil. И подобных примеров с обеих сторон можно привести огромное количество.

Например, недавно сторонники «неантропогенного» потепления установили, что один из самих распространенных источников поступления в атмосферу второго по значимости парникового газа – метана – сами растения. А их оппоненты подсчитали, что при современной скорости производимых человеком выбросов парниковых газов через 50 лет часть Европы затонет, а оставшиеся территории наполовину зарастут джунглями, а наполовину превратятся в пустыню.

Исследования глобального потепления всегда будут сталкиваться с большой политикой и с большими деньгами. Тем более что среди стран – лидеров мировой науки есть как присоединившиеся к Киотскому протоколу (страны Европы), так и проигнорировавшие его (США, Япония, Австралия). Так что на проблему есть несколько не научных, а политических точек зрения, что резко мешает чистоте проводимых экспериментов.


Диагноз эмбриона

Ученые из Великобритании создали новый способ диагностики наследственных заболеваний у эмбрионов, сообщает сегодня издание Guardian.
Благодаря новой технологии врачи смогут выявить у трехдневных эмбрионов почти шесть тысяч наследственных заболеваний. Среди них мышечная дистрофия Дюшенна (второе по распространенности наследственное заболевание) и кистозный фиброз.

Новая технология применима пока только для детей, зачатых при помощи метода искусственного оплодотворения, однако это уже не так мало, как может показаться на первый взгляд.

Дело в том, что эта технология позволяет определять наследственные заболевания, о которых пока неизвестно, какая мутация их вызывает, и все же родить здорового ребенка при высоком риске такой болезни.

Суть методики, предложенной учеными из госпиталя Гая в Лондоне, такова: из трехдневного эмбриона, полученного методом искусственного оплодотворения, извлекается одна из восьми его клеток. Из клетки берется небольшое количество ДНК для исследования. Затем для сравнительного ДНК-теста берется кровь членов семей будущих родителей, при этом необходима кровь, как минимум, одного заболевшего, включая, как минимум, одного члена семьи с искомым заболеванием.

Таким образом можно изучить каждый эмбрион и принять решение, какие из эмбрионов имплантировать женщине для вынашивания.

Ранее достаточно часто в случае искусственного оплодотворения и наличия риска генетических заболеваний, которые наследуются, например, по мужской линии, врачи не оставляли возможности выбора пола и имплантировали только женские эмбрионы. Теперь у семей, у которых в наследственности есть болезнь Дюшенна, например, могут надеяться на рождение мальчиков.
Каждый день в Британии рождается 100 мальчиков с синдромом Дюшенна (средний срок жизни – 17 лет) и три девочки с кистозным фиброзом. Теперь, если у семьи, желающей завести ребенка, есть наследственные предпосылки к рождению детей с этими заболеваниями, есть возможность гарантированно родить ребенка без болезни.

Правда, стоит это удовольствие недешево. Помимо стоимости операции по искусственному оплодотворению диагностика и выбор эмбриона обойдутся в четыре с лишним тысячи фунтов стерлингов.