Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Грудные разумные дети
В психологии существует понятие «теория разума», которое означает способность человека понимать и предвидеть ход мыслей, эмоции и поступки других людей. Отсутствие этой способности считается признаком аутизма – соответственно, такие проблемы больных аутизмом, как затрудненное общение и неспособность завязывать близкие отношения, можно объяснить отсутствием теории разума.
Еще несколько лет назад считалось, что дети развивают теорию разума в возрасте около четырех лет. Однако теперь эта точка зрения нуждается в существенных коррективах. В 2005 году появилась работа о теории разума у 15-месячных младенцев, а через два года вышло исследование, в котором шла речь уже о детях возрастом 13 месяцев.
Теперь же в журнале Science опубликована статья, где показано, что теория разума может быть уже у младенцев возрастом 7 месяцев.
Работа представлена группой ученых во главе с Агнеш Ковач, психологом из Венгерской академии наук.
Свое исследование Ковач и коллеги проводили с использованием нескольких мультфильмов с участием Смурфа – существа, придуманного и нарисованного бельгийским художником Пьером Кюллифором (псевдоним – Пейо) в 1958 году. В России смурфы известны по игрушкам из « Киндер-сюрпризов», а также по мультсериалу «Смурфы».
Сюжет анимации, которую ученые использовали в своем исследовании, заключался в том, что его персонаж наблюдал за шариком, который катится по столу и в какой-то момент оказывается за непрозрачным прямоугольником. Шарик или останавливался за ним, или продолжал катиться до тех пор, пока вновь не становился виден. В некоторых анимациях Смурф наблюдал весь процесс до конца. В некоторых анимациях герой уходил до того, как шарик докатывался до полной остановки. Была и анимация с неожиданным концом: после того как шарик закатился за прямоугольник, Смурф убрал загораживающий прямоугольник, но никакого шарика там не оказалось.
Данные фильмы были показаны 56 семимесячным младенцам.
Реакцию детей на эти мультфильмы ученые определяли по тому, насколько долго ребенок смотрел на экран. То, что дети по-разному реагировали на анимацию с разным концом, позволило ученым сделать свои выводы.
Особенно долго младенцы смотрели на экран, где были показаны анимации с неожиданным концом. Ученые интерпретировали этот факт так, что младенцы были удивлены развязкой так же, как и Смурф.
То есть, другими словами, в этой ситуации дети поняли и приняли не свою точку зрения, а именно точку зрения мультипликационного персонажа.
Психологи, не участвовавшие в этом исследовании, отмечают, что в данной работе есть ряд спорных моментов. Например, насколько применим к грудным детям стандартный в психологии подход в виде фиксирования количества времени, на которое у человека задерживается взгляд при восприятии какого-либо события. Психолог Элисон Гопник из Калифорнийского университета считает, что для подтверждения выводов Ковач и коллег требуется дополнительное изучение движения глаз семимесячных младенцев.
Кроме того, Гопник предположила, что реакцию младенцев можно объяснить как простое восприятие физических явления в виде движения шара, а не как поддержку детьми точки зрения Смурфа. На это авторы возражают, что свели эту возможность к минимуму, так как скорость движения шара и расстояние, которые он проходит в каждой серии, были везде одинаковые.
Как бы то ни было, данная работа опубликована в одном из самых престижных научных журналов.
Если она будет подтверждена будущими исследованиями, это будет означать, что даже очень маленькие дети способны не просто по-своему воспринимать информацию из окружающего мира, но и понимать, как к этой информации относятся другие люди.
«В связи с этим интересно понять, как дети пересматривают и меняют свои ранние взгляды на мир, используя ту информацию, которую они получают», – подытожила Гопник.
Ёлка из будущего
Рождественская елка тоже может стать объектом внимания со стороны ученых. В рецензируемом научном журнале Trees, издаваемом группой Springer, опубликована статья, посвященная увеличению срока жизни ели. Канадские ученые сообщают в своей публикации, что им удалось выработать метод, который позволяет рождественской елке простоять, не растеряв свои иголки, в два раза больше обычного. Если нормальная ель может стоять в помещении не больше 40 дней, то при использовании канадской методики она простоит от 73 до 87 дней, то есть чуть ли не до дня святого Валентина 14 февраля.
Ключевым моментом в создании чудесного метода является предположение, что раз ответственным за потерю иголок деревом (как и листьев у лиственных деревьев) является фитогормон этилен, то, чтобы остановить процесс облысения елки, нужно каким-то образом предотвратить образование этилена в растении.
Для достижения этой цели ученые подобрали два химических соединения, блокирующих этилен, после чего проверили свою догадку экспериментально.
Исследователи взяли две ели, с одной из которых ничего не делали, а на другой проверили свой метод. «На 40-й день ветви, которые были нами обработаны, продолжали оставаться зелеными, нежными и свежими, в то время как необработанные ветви практически потеряли все свои иглы», – рассказал об эксперименте сотрудник Университета Лаваля Стив Пепин, один из авторов работы.
Вероятно, данная технология в ближайшее время будет использована в массовом порядке.
Но если работа в журнале Trees касается ближайшего будущего праздничных елей, то их более далекое будущее в своей статье в газете Telegraph затронул главный редактор известного британского журнала New Scientist Роджер Хайфилд.
В сентябре «Газета.Ru» публиковала его комментарий к новой книге известного популяризатора науки Стивена Хокинга. Сейчас Хайфилд просто поделился своими мыслями, которые возникли у него в момент, когда он вешал лампочки на свою елку.
«Используя сочетание клонирования и генной модификации для производства ели, мы можем получить дерево, которое будет быстро расти, быть устойчивым к насекомым и морозам, а также не терять иголки.
Следующий шаг – создание елки, у которой будут свои собственные разноцветные огоньки», – заявил Хайфилд.
Для этого, по мнению публициста, нужно использовать ту же технологию, что используют биологи для создания разноцветных светящихся живых существ. А то, что в данном случае речь идет о растении, проблемой не является, так как в последние месяцы, по информации Хайфилда, в Кембриджском университете разработана технология, в которой для того, чтобы в растения попали «светящиеся» гены, используются представители безвредных видов бактерий.
Таким образом, даже незначительной части энергии, поглощенной в результате фотосинтеза, может хватить на то, чтобы ветви ели начали светиться сами по себе, полагает Хайфилд.