Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Тайны педагогического искусства-2
Наука педагогика принципиально отличается от науки естествознания. Даже сам термин «педагог» (от греческого pais, родительный падеж от paidos - дитя, ребенок, и ago - веду) означал в Древней Греции не ученого, а раба, отводящего ребенка в школу.
Но если мы рассматриваем педагогику, т.е. «детоводческое» мастерство, как науку, то нужно помнить, что любая наука из любого «поля наук» является способом познания мира, основанном на построении моделей этого мира.
Научные модели должны объяснять и предсказывать некоторые существенные особенности изучаемого объекта.
В основе любой педагогической системы лежит «модель» человека, как участника педагогического процесса. Началом современной педагогики массового образования следует считать деятельность Коменского (1592-1670) и публикацию его главного труда - «Великой дидактики» (1638). Представление о человеке протестантского епископа Коменского основано на христианском мировосприятии. В христианстве человек рассматривается как двусоставное (духовное-телесное) и трехчастное (тело-душа-дух) соразмерное целое при непременной иерархии - духовное выше телесного. Подобные представления о человеке преобладали в педагогике христианского мира до конца XIX века.
Коменский подготовил почву для бурного прогресса массового естественнонаучного образования в XIX веке; некоторые исследователи считают, что благодаря его идеям стало возможным процветание «протестантской цивилизации» в Великобритании и США. Однако именно прогресс науки привел к смене модели человека на гораздо более примитивную.
Поворотным пунктом стало появление книги немецкого зоолога и философа Эрнста Геккеля (1834-1919) «Мировые загадки» (1899), в которой всем тайнам бытия давались материалистические (механистические) объяснения. Об этой книге с восторгом отзывался Ленин. Небывалый тираж (более 1 млн. экз.) был показателем того, что образованные люди «дозрели» и готовы перешагнуть через метафизические, не поддающиеся экспериментальной проверке понятия «души» и «духа», а, следовательно, добра и зла. Человек стал восприниматься как один из природных объектов, возникший в результате случайного и бесцельного процесса, регулируемого лишь естественным отбором.
В педагогике широко распространились взгляды на ребенка, как на лишенный эмоций «объект педагогического воздействия», дошедшие до своего предела в СССР - стране победившего марксистско-ленинского мировоззрения.
В 1920 г. педагог и психолог П.П.Блонский (1884-1941) писал: «Мы должны создать психологию без души, мы должны создать ее без «явлений» или «способностей» души и без «сознания». В результате и возникла советская педагогика «знаний, умений и навыков».
«Вокруг коллекции поднялась большая буча»
Арбитражный суд Москвы в среду признал законным распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), которым земельный участок Павловской опытный станции, входящей в состав Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства имени Н. И. Вавилова (ВИР) под Санкт-Петербургом, был передан Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства (РЖС). Как сообщает РИА «Новости», представитель станции на заседании суда в среду заявил, что была нарушена процедура отчуждения земли: в частности, на заседание правительственной комиссии, рассматривавшей этот вопрос, не был приглашен представитель Российской академии сельхознаук.
Адвокат Росимущества в свою очередь отметил, что земля является федеральной собственностью и государство имеет полное право распоряжаться ею по своему усмотрению.
В комментарии, полученном отделом науки «Газеты.Ru» от Росимущества подтверждается законность передачи территории Павловской опытной станции.
В интервью корреспонденту «Газеты.Ru» ситуацию прокомментировал заведующий отделом зарубежных связей ВИР Сергей Алексанян.
– Вопрос заключается в том, что эти участки являются федеральной собственностью. С 1926 года они находились в нашем распоряжении, и все было нормально – там произрастает наша коллекция. Но в декабре прошлого года было принято решение передать эти участки Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства (РЖС) под строительство. Было сказано, что в марте у нас заберут большой участок, около 100 гектар. Мы не согласились с этим решением и подали иск на решение Росимущества. Суд проходил по месту нахождения организации, то есть в Москве. На первом заседании было сказано, что не полностью подготовлены документы. Следующее заседание было назначено на 11 августа, то есть на сегодня. Только что суд состоялся – было принято решение, что передача земельных участков, где располагается наша коллекция, произошла в рамках закона.
А то, что там коллекция, никого не волнует!
– Что институт намерен делать дальше? Смирится с решением суда или продолжит борьбу для сохранения коллекции?
Мы будем подавать апелляцию на решение суда. Я не уверен, что арбитражный суд работает в рамках закона. Проблема в том, что коллекция – это живые организмы, и взять ее на баланс нельзя.
Это национальное достояние, это бесценно. Но получается, что раз нельзя посчитать ее стоимость, значит ее как будто и нет.
И возникает юридическая казуистика. Надеемся, что в мировом сообществе поднялась слишком большая буча, чтобы коллекция просто так была уничтожена. Если это произойдет, то это будет очень крупный позор.
Это как недавняя ситуация с русской бабушкой в Финляндии (тогда власти Финляндии ранее приняли решение о депортации приехавший в Хельсинки к своей дочери 82-летней тяжелобольной россиянки в связи с тем, что срок ее визы истек, а продлевать ее власти отказывались – примечание «Газеты.Ru»).
– Может ли возникнуть ситуация, подобная той, что была в Сочи у ваших коллег из Всероссийского научно-исследовательского института цветоводства и субтропических культур, и вы не успеете подать апелляцию на решение суда, как приедут бульдозеры и начнут уничтожать коллекцию?
– По идее такая ситуация быть может, но это крайний случай. Мне сегодня уже звонили из Глобального фонда по разнообразию сельскохозяйственных культур и других международных организаций, спрашивали, что решил суд. Очень может быть, что они смогут приехать к нам и встать в какую-то линию защиты. Кроме того, есть намерение одного из международных фондов выкупить эти земли и передать нашему институту, чтобы сохранить коллекцию.
«Газета.Ru» продолжает следить за развитием событий вокруг Павловской опытной станции.