Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Вирус из стекла

Похожий на яйцо Фаберже вирус свиного гриппа из стекла является одним из самых интересных экспонатов выставки «Инфекционные красоты», которая проходит в Нью-Йорке в галерее Heller Gallery. Помимо H1N1 посетители выставки могут увидеть круглый, как шар, вирус ВИЧ, и колючую, словно еж, кишечную палочку E.coli.

Автором этих скульптурных произведений является 35-летний английский стеклодув Люк Джеррам. «Я делаю их для того, чтобы созерцать глобальные последствия каждого их этих вирусов. Вы смотрите на них и оказываетесь вовлеченными в красоту этих объектов, несмотря на то, что они с собой несут человеку», – говорит деятель искусства.

При создании скульптур художник работал вместе с вирусологами, чтобы изобразить вирусы как можно более точно. «Ведь невооруженным глазом вы не можете их увидеть, и даже в микроскоп вирусы выглядят очень размыто», – объяснил Джеррам.

«То, что я могу так точно воспроизвести модели вирусов, является результатом развития научных технологий, – говорит скульптор. – Мне хотелось бы, чтобы и стеклодувное дело достигло бы таких высот».

Как сообщает Bloomberg, стоимость изготовления одного вируса составляет от 3 до 22 тысяч долларов.


Женщину видно и по осколку кости

Мужчины и женщины очень сильно отличаются друг от друга, причем не только по характеру или очевидным половым признакам: даже костная система человека имеет пол. Казалось бы, какая разница, какого пола был давно умерший человек? На самом деле определение пола по скелету имеет большое значение не только для историков и археологов, но и для исследователей эпидемий (многие болезни распространяются по-разному у мужчин и женщин), а также для криминалистов.

Исследователи из Университета Северной Каролины предложили новый, более эффективный подход к определению пола человека по скелету. Их работу публикует Journal of Forensic Sciences.

Исторически

первым методом определения пола человека по скелету, использованным патологоанатомами и криминалистами, была визуальная оценка костей таза.

Их форма и размер позволяли идентифицировать пол – у женщин таз крупнее.

«Этот метод достаточно точен, однако имеет свои ограничения. Например, когда мы имеем дело не с целым скелетом или даже лишь с фрагментами тазовой кости, визуального изучения может быть недостаточно для определения пола. Это серьезная проблема при первичной идентификации жертв катастроф, например, крушений самолетов. Другой аналогичный случай – изучение массовых захоронений, как древних жертвенных, так и захоронений жертв массового насилия XX века. В таких случаях ученые нуждаются в новом, более точном подходе», – объяснила профессор социологии и антропологии Энн Росс, руководившая работой.

Она утверждает, что более точные данные может дать «компьютерный осмотр» – точный трехмерный снимок изучаемых костей, который дает возможность эффективно анализировать самые незначительные по размеру особенности тазовой кости, отличающие мужской скелет от женского.

Исследователи нашли на тазовой кости более 20 отдельных анатомических «маркеров», которые позволяют определить пол человека, которому принадлежала кость.

Особенно важно, что «вех» оказалось так много: это дает шанс определить пол даже по небольшим фрагментам кости. Даже если обнаружено лишь 15% костного массива, высока вероятность найти несколько маркеров и надежно определить «пол кости».

Техника эксперимента следующая: ученый с использованием специального устройства ввода трехмерной графической информации в обычном, видимом световом диапазоне создает объемную карту обнаруженного фрагмента кости. Используя полученную компьютерную модель, проводится точное измерение участков, являющихся анатомическими маркерами для определения пола. Полученные данные сравниваются с базой данных из литературы: модельные измерения проводились на образцах, для которых пол был надежно определен независимым методом.

«Наша технология дает гораздо больший уровень точности, чем визуальное изучение костей», – отметила Росс.

Для сравнения, сейчас надежность определения пола по тазовой кости составляет 90%, а с помощью детального изучения трехмерных компьютерных изображений даже фрагментов кости точность удалось повысить до 98 % или выше. По ходу работы выяснилось, что некоторые традиционные маркеры, используемые при визуальном анализе костей, на самом деле малоприменимы из-за слабой дифференциации у разных полов.

Ученые предлагают использовать разработанный метод в судебно-медицинской практике.

В этом контексте важно не только (и не столько) улучшение точности определения пола по небольшим фрагментам кости. Метод базируется на количественном измерении маркеров, конечное суждение выносится по цифрам, а не является мнением отдельного судмедэксперта, что принципиально для достижения независимости экспертизы.