Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Частицы японской радости

В середине июня в австралийской пустыне Вумера была найдена капсула с японского зонда Hayabusa («Сокол»). Этот зонд был запущен в 2003 году, его основная задача заключалась в том, чтобы взять пробу грунта с астероида Итокава.

Это должна быть первая в истории человечества экспедиция по доставке на Землю образцов грунта с астероида. До этого все образцы веществ из космоса были взяты исключительно в пределах системы Земля – Луна.

Но вопрос о том, насколько успешным оказался полет Hayabusa, пока остается открытым. Дело в том, что при посадке на астероид у зонда возникли неполадки, из-за которых капсула не смогла сработать должным образом.

Полноценного забора грунта, увы, не произошло.

При этом ученые до последнего надеялись, что хотя бы несколько частиц астероидного вещества попали внутрь капсулы. Спустя три недели после возвращения зонда на Землю японские ученые официально объявили о том, что им действительно удалось привезти какие-то частицы.

В качестве подтверждения они на специальной пресс-конференции предоставили фотографии частиц на стенках капсулы, сделанные с помощью электронного микроскопа.

Кроме этих двух частиц на крышке капсулы обнаружено порядка десяти частиц. Их уже можно видеть невооруженным глазом, так как их размер составляет порядка 1 миллиметра. Возможно, что в капсуле есть и совсем мелкие частицы, размер которых составляет около нескольких микрон. Впрочем, и такие «пылинки» могут представлять серьезный интерес для науки. Главное, чтобы они принадлежали именно астероиду.

Ведь пока остается неясным, принадлежат ли эти частицы астероиду или же это просто следы загрязнения, которому подвергся зонд при посадке на Землю.

«Важно, что капсула не оказалась пустой. Я рад, что есть возможность того, что частицы привезены с астероида», – заявил руководитель проекта Дзюнитиро Кавагути.

«У меня есть ощущение, что это не простая космическая пыль», – признался ведущий специалист Японского космического агентства (JAXA) Тосифуми Мукаи.

Японские ученые сообщили, что им предстоит комплексное изучение материала, найденного в капсуле, и на это уйдет несколько месяцев, а может, и полгода.

Стоит отметить, что зонд Hayabusa испытывал проблемы на протяжении всего своего полета.

Изначально эта миссия должна была состояться раньше, а ее целью должен был стать другой астероид, но из-за проблем с японскими ракетами-носителями старт экспедиции пришлось отложить. В результате зонд отправился на безымянный астероид, который в преддверии запуска Hayabusa быстро получил название «отца» японского ракетостроения Хидэо Итокавы. Сам астероид достаточно небольшой – он вытянутой формы, его длина составляет менее километра, малая ось в два раза меньше.

Самые драматические моменты в миссии Hayabusa были в конце 2005 – начале 2006 года.

Сначала у аппарата возникли проблемы по посадке на поверхность Итокавы, затем капсула не смогла должным образом взять пробу грунта, а после этого на шесть недель зонд потерял связь с Землей.

Но даже после этих неприятностей у данной миссии есть шансы оказаться сказкой со счастливым концом. Хочется верить, что через несколько лет про «хэппи-энд» можно будет вспомнить и применительно к российской экспедиции к одному из спутников Марса «Фобос-грунт». В этой миссии также речь идет о взятии проб грунта космического вещества за пределами системы Земля – Луна. Только данный проект по многострадальности (его запуск переносится уже добрый десяток лет) имеет все шансы обойти японскую миссию Hayabusa.


Мозг портит жизнь детям

Британские ученые обнаружили свидетельства того, что расстройства поведения у подростков имеет биологическую основу и связаны с химическими процессами в мозгу. Обычно считается, что плохое поведение детей связано с желанием подражать своим сверстникам, которые выделяются из общей массы хулиганским поведением.

Главное следствие этой работы ученых заключается в обосновании возможности диагностирования у детей еще в раннем детстве предрасположенности их к «плохому поведению» в подростковом возрасте.

Раннее вмешательство детских психологов могло бы помочь ребенку избежать проблем с поведением (а его родителям — проблем, связанных с плохим поведением чада), которыми, по статистике, страдают до 5% подростков.

К тому же в соответствующем материале газеты Independent отмечается, что на решение проблемы трудных подростков в Великобритании тратятся миллионы фунтов стерлингов.

«Определение проблем с поведением в подростковом возрасте происходит порой слишком поздно. Если выявить биологические аномалии заблаговременно, то можно заранее вмешаться и что-то предпринять, — заявил Энди Колдер из Кембриджского института исследований мозга при Совете медицинских исследований (аналогу Российской академии медицинских наук). — Плохое поведение — это большая проблема для самих же детей. Из-за этого их по нескольку раз исключают из школ, что, в свою очередь, может привести к тому, что некоторых из них становятся малолетними преступниками и попадают в соответствующие учреждения, а это уже не детские шалости. В прошлом психиатры не считали плохое поведение болезнью.

Наше исследование говорит о том, что негативные изменения поведения имеют биологическую основу, и мы должны рассматривать их как медицинскую проблему».

В ходе работы, результаты которой опубликованы в статье в журнале Archives of General Psychiatry, специалисты провели сканирование мозга 50 подростков, обладающих плохим поведением различной степени.

Изучив данные, ученые сравнили их с результатами сканирования мозга представителей контрольной группы, куда вошли 23 подростка с нормальным поведением.

Сканирование детей с плохим поведением продемонстрировало высокую активность в тех областях мозга, которые отвечают за эмоции.

При этом такие подростки значительно в меньшей степени сопереживали эмоциональному состоянию других людей, что является признаком их склонности к совершению асоциальных поступков.

«Активность мозга в областях, отвечающих за эмоции, увеличивается по мере того, как ухудшается поведение. Это наводит на мысль о связи между степенью тяжести того, насколько испортилось у ребенка поведение, и нарушениями в мозгу. Это, безусловно, очень значимая взаимосвязь», — заявил доктор Колдер.

Специалист заметил, что на данный момент ученые не в состоянии подтвердить, что у ребенка каждое расстройство поведения связано с биологическими процессами.

«В этом направлении должны быть проведены тщательные исследования, — заявил Колдер. — Это может быть связано с тем, что ребенок рождается с определенной дисфункцией или же он что-то такое приобретает в первые годы жизни, какие-то негативные впечатления, которые могли бы повлиять на восприятие мозга. Известно, что расходы правительства на обеспечение и поддержку ребенка с расстройствами поведения в десять раз превышают расходы на нормальных детей. Исследования, подобные этому, проливают свет на вопросы, связанные с деятельностью мозга, в частности, как и почему возникают такие расстройства. Это действительно важно, если мы хотим помочь больным детям и членам их семей».