Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Наномир-4. Химия «промежуточного мира»

В самом широком смысле химию можно определить как искусство превращать вещество. А вообще-то химия - это то, чем занимаются люди, называющие себя химиками. Мне нравится характеристика химиков, данная лауреатом Нобелевской премии 1996 г. американцем Гарольдом Крото (Университет Сассекса). Свою премию он получил совместно с Ричардом Смолли и Робертом Керлом за открытие фуллеренов в 1985 г.

Гарольд Крото писал:
«Химики, по-моему, страдают особой формой «шизофрении». В самом деле, их мышление - это причудливая смесь самых абстрактных и совсем наглядных представлений. Они знают о тонких квантово-механических закономерностях, определяющих свойства молекул, которые, в свою очередь, ответственны за все многообразие окружающего нас мира. Эта взаимосвязь микро- и макромира остается скрытой от ученых других специальностей. Кроме того, никто не сделал так много для улучшения условий жизни людей, как химики, но их заслуги в должной мере не оценены». [Химия и жизнь-XXI век, 1997, N 2, с.5]

До сих пор среди профессионалов-химиков наиболее ценятся не те коллеги, которые умеют вычислить «с определенным приближением» свойства новой молекулы, а синтетики, способные «чувствовать вещество» и эту самую молекулу «сварить» изящным путем из неожиданных на первый взгляд веществ-предшественников.

На своей первой лекции по общей химии я обычно показываю студентам фокус, иллюстрирующий смысл химического синтеза. В коробку засыпаю из пакета набор деталей от детского «Лего» («исходные молекулы»), коробку затем встряхиваю и вынимаю из нее «гомункулуса» - робота, собранного якобы именно из насыпанных деталей. В данном случае это действительно фокус, но реальный химический синтез происходит согласно такой грубой модели - химик, не видящий отдельных молекул, но представляющий законы их взаимодействия, может так «встряхнуть» реактор с бесконечным числом частиц (в обычной пробирке их около 1*10e+23), что с высоким выходом из исходных получаются новые вещества с запланированными свойствами.


Секс полезен в детсаду

Половое воспитание детей должно начинаться в возрасте пяти лет, считают ученые из Национального института здоровья Великобритании (NICE). Своевременно полученные данные о сексе дадут им возможность отложить физическую близость с противоположным полом до момента, когда они будут к этому готовы, считают медики, данные исследований которых приводит Reuters.

Неправильное половое воспитание детей в раннем возрасте в Великобритании вносит негативный вклад в количество подростковых беременностей – одно из самых высоких в Европе, несмотря на 13-процентное падение за последние 10 лет.

Инструкции NICE не являются обязательными, но медики надеются на их повсеместное выполнение. Директора школ (маленькие британцы считаются школьниками с четырех лет) должны следить, чтобы детям рассказывали о проблемах секса, человеческих отношений уже в начальной школе – с пяти лет).

«Эти темы должны объясняться в соответствии с уровнем восприятия учеников, основываясь на их потребностях. Преподавание должно быть гибким к культурной среде, особенностям вероисповедания и семьи ребенка», – говорится в рекомендациях.

Для самых маленьких это образование будет начинаться с разъяснения ценности дружбы и взаимного уважения.

Согласно данным социологических опросов, 40% молодых людей считают свое образование в области секса и человеческих отношений очень недостаточным.

Предыдущее правительство лейбористов разработало законопроект о введении обязательного полового воспитания в школах, однако он так и не был рассмотрен. С его жесткой критикой выступили противники абортов и некоторые религиозные группы, которые считают пропаганду воздержания от внебрачного секса ключевым моментом в воспитании.