Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
«Черный курильщик» подогрел Атлантику
В Южной Атлантике обнаружен самый горячий подводный гидротермальный источник из класса «черных курильщиков». Как сообщает News@Nature, открытие совершила экспедиция Международного университета Бремена под руководством Анджея Кочинского.
Температура «курильщика» 407°C, и, хотя это всего на пять градусов горячее, чем известный ранее источник в Тихом океане, новая «горячая точка» переводит воду в странное состояние, именуемое суперкритической жидкостью.
Для чистой воды критическая температура составляет 375°C. Выше ее исчезают различия в физических свойствах между жидкостью и паром, находящимися в равновесии. Суперкритические жидкости диффундируют сквозь твердые тела подобно газам, а растворяют материалы подобно жидкостям. Благодаря этому открытый «черный курильщик» может растворять и переносить вещества с морского дна совсем по-другому, чем это делают другие его собратья.
«Курильщик» обнаружили еще в марте 2005 года, но только в мае 2006-го исследователям удалось дотянуться до дна глубоководным сенсором и определить истинную температуру воды. Ученым также удалось взять и образцы суперкритической жидкости.
Кочинский отмечает, что полный комплексный химический анализ проб станет возможен только в начале июня, когда его группа вернется в стационарную лабораторию. «Однако уже сейчас понятно, что вода в нем отличается от воды из других океанских источников», говорит ученый.
«У этого «курильщика» довольно странная химия, продолжает Кочинский. Так, по сравнению с другими «курильщиками» очень мало содержание свободного сероводорода».
Уникальное образование обнаружено в Срединно-Атлантическом хребте, в месте схождения Африканской и Южноамериканской литосферных плит. Скорость движения плит в этом месте составляет 3,2 см в год. Как говорит Кочинский, никто не мог подумать, что такие «курильщики» нужно искать в Атлантике, а не, скажем, в Тихом океане, где скорость схождения плит в пять раз выше. А это ставит под сомнение распространенное мнение, что вулканическая активность напрямую связана со скоростью движения плит.
А 25 мая пришло еще одно сообщение о «горячей точке» в морских глубинах. Новостные агентства сообщили, что японско-американской группе исследователей удалось впервые в истории науки в деталях заснять подводное извержение вулкана. Его удалось зафиксировать примерно в 100 км к северу от тихоокеанского острова Гуам в районе Марианской впадины. Извержение происходило на глубине 533 м от уровня моря.
Впервые специалисты зафиксировали извержение еще в 2004 году. Автоматический исследовательский батискаф «Хайпер долфин» Японской национальной организации исследования и освоения океана подробно заснял выбросы лавы и ее взаимодействие с морской водой, сопровождающееся мощными взрывами. Из 15-метрового кратера вулкана под водой вырывались клубы пепла и пемзы, а вокруг лавы образовывались облака пены из углекислоты.
Рембрандт успокаивает
Крупнейший представитель эпохи барокко голландской живописец Рембрандт Харменс ван Рейн считается величайшим мастером передачи игры света и тени и мастером психологического портрета. Умерший в нищете художник, в последние годы жизни часто писавший портреты бедняков, простых людей, спустя столетия после смерти считается одним из величайших мастеров изобразительного искусства, а его картины поистине бесценны.
Объяснить феномен портретов Рембрандта с научной точки зрения постарались канадские ученые из Университета Британской Колумбии. В их статье, опубликованной в журнале Leonardo, посвященном наукам и искусствам, который выпускает Массачусетский технологический институт, утверждается, что Рембрандт является первым в мире художником, который применил специальную технику написания портрета.
В результате у зрителя создается особое, как пишут ученые, «спокойное» ощущение от картины.
Причем непроизвольно все ценители искусства смотрят в первую очередь на конкретные области портрета.
К таким выводам исследователь Стив Дипаола и его коллеги пришли по итогам достаточно интересного эксперимента.
Они отобрали четыре портрета Рембрандта, после чего подобрали четырех внешне похожих на героев этих картин людей и сфотографировали их в такой же одежде, позе и при таком же освещении, как у Рембрандта. После этого фотографии были подвергнуты компьютерной обработке с целью стилизовать их под картины Рембрандта, учитывая его палитру красок, толщину кистей и т. п. факторы. Еще одной процедурой стала проверка и последние исправления фотографии «под оригинал» с использованием четырех областей: вокруг каждого глаза и с каждой стороны относительно подбородка, там, где нижняя часть лица пересекается с одеждой и задним фоном.
Собственно в этом заключалась подготовка к эксперименту. Сам же он заключался в том, что ряду людей были показаны оригинальные портреты Рембрандта и стилизованные под них фотографии на разных стадиях описанной выше обработки.
Специальная система следила за движениями глаз участников эксперимента и фиксировала, сколько времени и какую часть портрета они разглядывают.
Оказалось, что при разглядывании портретов Рембрандта глаза человека перемещаются не так быстро от одной точки картины к другой, как при разглядывании фотографии, пусть и стилизованной под голландского художника. В среднем для получения впечатления от фотографии испытуемым требовалось 16 фиксаций, а для изучения портрета Рембрандта – 14.
Именно поэтому ученые назвали ощущение от портретов Рембрандта «спокойным».
«При просмотре портретов, подобных рембрандтовским, зрители в первую очередь обращают внимание на глаза и рассматривают их в течение долгого времени, спокойными движениями перемещая свой взгляд вокруг этой области, – говорит ведущий автор работы Стив Дипаола. – Еще один эффект, который создает нарративное (повествовательное) ощущение от картины, – это переход от резких краев к размытым.
С помощью этих методов Рембрандт, спустя сотни лет после смерти, исполняет роль «экскурсовода», так как он «направляет» взгляд зрителя и этим создает уникальный рассказ.
Делал ли он так потому, что специально фиксировал движения собственных глаз, или же догадался интуитивно, Рембрандт продемонстрировал понимание принципов работы человеческого глаза, которые позднее были точно доказаны».