Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Гепатиту объявили блокаду

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 3% населения Земля заражены вирусом гепатита С, а около 170 млн являются хроническими больными. В перспективе они рискуют стать жертвами цирроза печени или рака печени. Примерно 3–4 млн американцев (более 1% населения) являются такими хроническими больными, причем их число растет на 40 тысяч в год. В Европе хронических больных около 4 млн.

Исследование, опубликованное на этой неделе в Science, показывает, что препарат SPC3649, качественно новая терапия, направленная на микро-РНК, дает возможность излечить вирус гепатита С.

Лекарство разработано фармацевтами из компании Santaris Pharma A/S, которая является пионером в клинических исследованиях м-РНК и микро-РНК-направленной терапии. РНК-направленная терапия считается ключом к лечению таких заболеваний, как нарушение обмена веществ, инфекционные и воспалительные процессы, рак, а также редкие генетические заболевания.

В ходе доклинических экспериментов SPC3649 успешно подавил функцию miR-122 – экспрессируемой в печени микро-РНК, которая играет важную роль в репликации вируса гепатита С. В результате этого печень шимпанзе, страдавших хронической формой гепатита С, стала более здоровой. Число пораженных вирусом клеток как в печени, так и в крови резко сократилось.

Два больных животных получали по 5 мг/кг препарата в неделю, еще два – по 1 мг/кг. Лечения продолжалось 12 недель, ему предшествовали 17 недель, когда вообще никакая терапия не проводилась. Животные, получавшие по 5 мг/кг, показали хорошую динамику в борьбе с болезнью.

Уровень вирусов сократилась на 2,5 порядка (примерно в 350 раз).

Действие РНК-направленных лекарств основывается на синтетически модифицированных аналогов человеческой рибонуклеиновой кислоты. В результате полученные блокированные нуклеиновые кислоты (Locked Nucleic Acid, LNA) сходны по строению с РНК. Они повышают устойчивость нуклеиновых кислот к метаболизму. LNA-препараты внедряются в самые различные ткани, повышая устойчивость организма.

«Это лекарство работает исключительно хорошо, пока мы наблюдаем его на лечении шимпанзе. Сегодня стандартом является терапия пегилированным интерфероном в сочетании с рибавирином. Но она эффективна только у 50% пациентов и часто вызывает тяжелые побочные эффекты. SPC3649 действует по совершенно другому механизму, поэтому оно более толерантно к неинфицированным клеткам организма. Если дальнейшие испытания пройдут также успешно, оно может сменить традиционный интерферон или выступить в комбинации с ним, значительно повысив эффективность лечения», – отметил Роберт Ланфорд, первый автор публикации.

Что особенно важно, эффективность действия SPC3649 сохранялась после окончания его применения. В течение нескольких последующих месяцев не наблюдалось никаких нежелательных явлений и никаких следов восстановления активности вируса.

Это отличает новое РНК-направленное средство от текущей противовирусной терапии. Обычная терапия не обладает длительной эффективностью, так как вирус постоянно мутирует и развивает устойчивость к вводимому препарату. Блокировка микро-РНК-122 прекращает репликацию вируса без какого-либо отбора устойчивых или неустойчивых мутантных форм вируса.

Сейчас начаты клинические исследования SPC3649. Они проходят первую фазу – опробирование на здоровых добровольцах.


Углекислый газ недооценили

Вопрос о том, насколько изменение уровня CO2 в атмосфере Земли повлечет за собой изменение температуры нашей планеты, представляет собой предмет бурной дискуссии в среде ученых. Очевидно, что с ростом развития промышленности количество углекислого газа в атмосфере увеличилось. Согласно работам многих ученых, ряд данных свидетельствует о том, что повышение количества CO2 вызвало резкое увеличение средней температуры на Земле за последние годы.

Есть и противоположные точки зрения, которые только укрепились после скандала с хакерами и деятельностью ученых Университета Восточной Англии. Но факт остается фактом: мировое сообщество в целом признает антропогенный фактор и глобальное потепление, поэтому в свое время был принят Киотский протокол, а на смену ему должно прийти новое соглашение, которое, возможно, будет достигнуто на начинающемся в понедельник в Копенгагене саммите ООН по изменению климата.

Ученые же продолжают свои работы в области климатологии и, хочется надеяться, делают это честно. Так, за день до начала копенгагенского саммита международная группа ученых во главе с Дэном Лантом из Университета Бристоля опубликовала в журнале Nature Geoscience свою работу, главный вывод которой заключается в следующем:

в долгосрочной перспективе температура Земли может оказаться более чувствительной (на 30–50%) к содержанию углекислого газа в атмосфере, чем считалось ранее.

В своей работе Лант и коллеги сравнили результаты расчетов глобальной климатической модели с восстановленной температурой окружающей среды три миллиона лет назад, в тот момент, когда температура Земли и концентрация углекислого газа были высоки. Восстановленные значения температуры были получены из данных отложений на дне океана.

«Мы обнаружили, что на значении три миллиона лет назад, с учетом концентрации углекислого газа, модель предсказывала повышение температуры меньше, чем показывают восстановленные температуры. Это побудило нас проанализировать, что же отсутствует в модели», – рассказал Дэн Лант о ходе работы.

Авторы предположили, что повышение температуры объясняется включением в модель таких факторов, которые меняются на протяжении длительного периода времени, как материковый лед и растительность.

Включение этих долгосрочных процессов в модель позволило авторам получить температуру, которая более согласуется с данными океанических донных отложений.

В первую очередь это объясняется тем, что изменения растительного и ледяного покрова Земли приводят к уменьшению или увеличению поверхностью планеты солнечного света, что, в свою очередь, влияет на температуру. Раньше такие «долгосрочные» факторы, как материковый лед и растительность, практически не учитывались в климатических моделях. В том числе и в тех, которые используются такими органами, как Межправительственная группа экспертов по изменению климата. А это значит, что их модели не могут хорошо предсказать будущую температуру в зависимости от количества CO2.

Алан Хэйвуд из Университета Лидса, один из авторов исследования, считает: «Если мы хотим избежать опасных изменений климата, то высокая чувствительность Земли к количеству углекислого газа должна быть принята во внимание при определении задач по стабилизации выбросов парниковых газов в атмосферу».

«Это исследование показывает, как изучение климата Земли в прошлом может дать важную информацию об изменениях нашей планеты в будущем», – резюмирует Лант.

Но, пожалуй, главное, что лишний раз подтверждает данное исследование, это то, что современные климатические модели еще далеки от совершенства.