Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Стоунхедж-на-Амазонке

Астрологическая обсерватория доколониального периода обнаружена в бассейне Амазонки – в районе, где Бразилия граничит с французской Гвианой. Раскопки проводились в 390 км от города Макапа – административного центра штата Амапа. Возраст древней обсерватории предположительно оценивается в 500–2000 лет, а остатки керамики, которая попала в руки ученым, – началом нашей эры.

Обсерватория построена из 127 гранитных блоков, размещенных на расстоянии 3 м друг от друга каждый и образующих круги.

Возможно, речь идет о храме, который использовали и как обсерваторию: через одну из каменных плит, как установлено, проходят лучи при зимнем солнцестоянии в декабре.

По мнению археологов, такое расположение могло помогать планировать сельскохозяйственную деятельность и проводить религиозные ритуалы. Также оно служит доказательством существующей гипотезы, что населявшие в доколумбову эпоху Южную Америку люди ориентировались на фазы Луны в земледельческих работах и отправлениях культа.

О существовании святилища местные жители знали давно и находили фрагменты погребальных урн. Однако лишь когда на месте побывали эксперты министерства промышленности и шахт, они, составляя описание местности, обратили внимание, что камни расположены в строгой геометрической последовательности.

«Только общество со сложной культурой смогло бы построить такой памятник», – заявила археолог Института научных и технологических исследований Амапы Мариана Петри Кабрал в интервью газете O Globo. По ее мнению, возраст сооружения может достигать 5000 лет.

Так что Кабрал считает опровергнутой теорию, согласно которой Амазонку никогда не населяла никакая высокоразвитая цивилизация.

Археологи сравнивают свою находку по значимости с «оригинальным» Стоунхеджем в английском Солсбери и напоминают, что цель, с которой возводились подобные огромные сооружения, остается неясна.

Пока что самой древней такого рода обсерваторией считается постройка, обнаруженная осенью прошлого года в провинции Шаньси северного Китая. Ее возраст оценивают в 4100 лет (для сравнения: возраст каменных сооружений Стоунхеджа – от 1700 до н. э.). Обсерватория, по словам археологов, использовалась не только для наблюдения за астрономическими явлениями, но и для жертвоприношений.

Остатки китайской обсерватории составляют полукруг 40 м в диаметре, первоначально образовывавшийся 13 каменными столбами как минимум 4-метровой высоты с 12 промежутками – по числу месяцев. Полукруг был окружен внешним кругом столбов, чей диаметр на 20 м больше.

Промежутки служили древним для наблюдения за восходами солнца, за луной и звездами и для определения сезонов года. Для подтверждения догадки археологи в течение полутора лет моделировали на раскопанном участке такие наблюдения. К их удивлению, расчетные данные лишь на один-два дня отличались от традиционного китайского календаря, который и по сей день используется в сельских районах страны. Исторические же документы свидетельствуют, что уже в 24 веке до нашей эры в Китае имелись специальные чиновники, отвечающие за астрономические изыскания.


У суперлинз развился слух

Ультразвуковые и подводные устройства – звуковые локаторы, возможно, скоро претерпят качественное изменение в точности измерений. Применение суперлинз, эффективных для звуковой волны, позволит в восемь раз повысить увеличение и разрешающую способность приборов.

С помощью этой технологии можно регистрировать информацию, которую содержат в себе затухающие волны. Они несут больше данных, чем обычные распространяющиеся волны, но обычно локализованы в области источника излучения и затухают слишком быстро, чтобы их могла «видеть» обычная линза.

Существование суперлинз – приборов, изготовленных из материалов с отрицательным показателем преломления, – было предсказано в 1967 году советским ученым Виктором Веселаго. Польза таких приборов заключается в том, что они преодолевают так называемый дифракционный предел: дифракция происходит только в том случае, если длина волны используемого излучения и размер регистрируемого объекта примерно одинаковы. Именно поэтому, например, с помощью обычного света нельзя регистрировать молекулярные структуры – он воспринимает их лишь как более крупные объекты, состоящие из очень большого количества молекул. Атомы можно различать только с помощью рентгеновского или синхротронного излучения.

Однако тогда, 40 лет назад, материаловедение находилось на совершенно другом уровне, и несколько лет упорных экспериментов не позволили найти такой материал. Идея «всплыла» уже в XXI веке. В 2007 году из метаматериала – композита на основе металла и диэлектрика (нанонитей серебра и оксида алюминия) – была получена суперлинза для видимого света. С ее помощью удалось получить изображения объектов размером меньше 150 нм при дифракционном пределе для видимого света в 260 нм.

Теперь аналогичное устройство получено для звуковых волн. О нем рассказывается в последнем выпуске Nature Materials.

Основным недостатком метаматериалов является их ориентированность на определенную длину волны, под которую звук не подпадает. Однако ученым удалось обойти эту проблему и создать гиперлинзу, не использующую материал с отрицательным показателем преломления. Улучшение качества изображение в ней достигается из-за возможности регистрации затухающих волн.

Разработанное устройство (на рисунке) состоит из 36 латунных «перьев», расположенных в виде раскрытого дамского веера. Каждое перо имеет толщину 3 мм. Перья расположены в латунной «тарелке», из которой они были «вырезаны». Они расширяются из центра полукруга, на котором расположены, от 2,7 см до 21,8 см. Каждое «перо» занимает промежуток в 2,5 градуса, такие же промежутки между соседними перьями. Большая разница между внутренним и внешним радиусами прибора позволяет регистрировать больший диапазон волн и получать изображение, увеличенное в восемь раз.

В текущем варианте исполнения гиперлинза позволила успешно получить двумерное изображение объекта размером в 6,7 раз меньше, чем длина волны звука. Теперь ученые планируют усовершенствовать технологию и научиться получать трехмерные изображения. В этом случае линза должна представлять собой не полукруг, а полусферу с трехмерными «лучами» полостей. Кроме того, они планируют совместить гиперлинзу с технологиями, использующими эхо. Это поможет принципиально улучшить как медицинские приборы УЗИ (например, видеть очень маленькие опухоли, чтобы начинать лечение в самом зачатке болезни), так и подводные радары-эхолоты (различать тонкие особенности строения объектов).