Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Космологическая загадка-3

Самое важное открытие 1998 года

Описанная в предыдущей лекции ситуация вокруг космологической постоянной изменилась драматическим образом всего восемь лет назад. В 1998 году сразу две группы астрономов опубликовали результаты исследования яркости далёких сверхновых типа Ia. Явление сверхновой данного типа представляет собой термоядерный взрыв белого карлика - плотного, медленно остывающего остатка эволюции звезды небольшой массы. Например, наше Солнце превратится в белый карлик через несколько миллиардов лет. Если масса такого остатка превышает некоторый предел - например, из-за перетекания вещества с соседней, нормальной звезды, - происходит грандиозный взрыв, причём истинная энергия такого взрыва является постоянной величиной, где бы он ни произошёл. Измеряя наблюдаемую яркость сверхновых, астрономы могут определить расстояние до галактики, в которой произошёл взрыв, а измеряя смещение линий в их спектрах - скорость её удаления от нас.

Так как свет от самых удалённых галактик идёт до нас миллиарды лет, такие измерения фактически могут быть использованы для построения истории скорости расширения Вселенной. Какова эта история должна быть, все себе примерно представляли: поскольку галактики притягиваются друг к другу, скорости их разбегания друг от друга должны уменьшаться со временем, при этом чем больше во Вселенной вещества, тем более заметным будет это постепенное торможение. Именно с целью измерить среднюю плотность вещества во Вселенной группы Адама Риса и Сола Перлмуттера измерили скорость и яркость нескольких десятков сверхновых в далёкой Вселенной. Однако, проделав необходимые вычисления, они независимо пришли к ошеломляющему выводу: расширение, на самом деле, ускоряется.

Ускорение само по себе уже означает, что доминирующее слагаемое в правой части уравнений Эйнштейна обладает отрицательным давлением.

У обычного вещества оно наблюдается лишь в исключительных случаях. А вот вакуум, или космологическая постоянная (которые в ОТО математически неразличимы) - на эту роль вполне подходил. Удовлетворял вакуум и по критерию соотношения между плотностью энергии и давлением.

Всего два года назад учёные значительно пополнили свой список сверхновых с помощью Космического телескопа имени Хаббла. Ограничения на параметры вновь открытой компоненты Вселенной стали существенно более строгими, но космологическая постоянная по-прежнему остаётся самым простым и самым подходящим объяснением. Как кажется сейчас, от «самой большой ошибки» Эйнштейна уже никуда не деться.


Бронзовый преемник

Времена римских императоров отнюдь не считаются доисторическими, так как ученым многое удалось узнать об этой эпохе благодаря памятникам литературы и артефактам. Однако в массовом сознании эта эпоха окутана тайнами, мифами и легендами. Интерес к этому времени, которое кажется таким романтическим и таинственным, не угасает: взять хотя бы число фильмов, посвященных гладиаторам, Цезарю, Антонию, Клеопатре. Кроме того, наши знания о древних римлянах еще далеко не полны – в разных уголках Европы, которая когда-то принадлежала огромной империи, ведутся раскопки, в ходе которых время от времени удается сделать интересные находки.

Так, во время раскопок, проводимых с 1993 года на территории древнеримского поселения Вальдгирмес (территория современной земли Гессен, Германия), немецкие археологи обнаружили фрагменты величественной бронзовой скульптуры. Ученые предполагают, что

найдена конная статуя римского императора Октавиана Августа, датируемая 3-4 годом до н. э.

Октавиан Август был преемником Юлия Цезаря, очень хитрым политиком и мудрым правителем, который, по сути, заложил основы Римской империи, что подарило огромной стране 200 лет практически мирного существования.

Раскопки велись на территории в 7,5 га. Поочередно были найдены ступня всадника, очень хорошо сохранившаяся голова лошади и более мелкие фрагменты – всего более 100 частей. Артефакты были найдены в начале августа на глубине 11 м на месте старого деревянного колодца, сообщает Zeit.

Хорошо сохранившаяся голова лошади показывает высокий уровень развития искусств в разных частях Римской империи – территория Гессена тогда была отдаленной провинцией.

Из бронзы идеально отлиты ноздри, зубы, глаза животного.

Также сохранилась фрагменты сбруи коня – декорированная уздечка и диск с изображениями бога войны Марса и богини победы Виктории; именно эти божества считались хранителями великого государства, поэтому они сопровождали изображение императора.

Во времена правления Августа Вальдгирмес был римским аванпостом, откуда управляли отдаленной провинцией. Однако в 9 г. н. э. (за пять лет до смерти Августа) вспыхнуло восстание германцев во главе с Арминием, окружившим и уничтожившим в Тевтобургском лесу три легиона вместе с командующим. После этого Августу пришлось навсегда оставить зарейнскую Германию. Ученые предполагают, что после победы германцы ритуально обезглавили статую Августа и его лошади и сбросили в колодец. Для людей того времени этот жест был очень важен – изображение императора символизировало его присутствие и власть.

Именно из-за того, что бронза провела два тысячелетия в воде и не подвергалась разрушительному окисляющему воздействию атмосферы, она так хорошо сохранилась. Археологи продолжают обработку извлеченных из колодца фрагментов, надеясь найти другие части статуи. Они полагают, что она обладает также и художественной ценностью. Ученые считают, что римские воины, уходя из Германии, должны были взять с собой статую императора, то есть то, что она осталась в руках варваров, говорит о скором бегстве римлян.

Предполагается, что реставрация головы лошади займет около двух лет, после чего она появится на специальной выставке в Гессене.

Масштабные раскопки продолжаются, и ученые надеются обнаружить и другие ценные памятники старины.

Это уже вторая за последние годы громкая археологическая находка. В прошлом году французские водолазы подняли со дна Роны мраморный бюст Юлия Цезаря, который оказался самым древним из известных нам портретов императора. Археологи датируют изображение 46 г. до н. э., то есть оно было сделано за два года до гибели Цезаря. Неизвестный мастер весьма реалистично передал облик стареющего императора: на скульптурном портрете видны морщины на лбу, складки у рта, заострившиеся скулы.