Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Грипп познакомит с Паркинсоном
Люди, которые имели несчастье заболеть птичьим гриппом, испытывают обычные, всем известные симптомы лихорадки, болей в мышцах и суставах и кашля. При этом вирус птичьего гриппа H5N1 для человека является весьма опасным, ведь, согласно статистике, от него умерло около 60 процентов известных науке 433 инфицированных людей. Но, судя по всему, полностью негативное влияние птичьего гриппа на население Земли этими цифрами не исчерпывается. Оказывается, инфекция влияет на центральную нервную систему и спустя несколько лет после болезни птичьим гриппом может вызвать такие заболевания, как болезнь Паркинсона или болезнь Альцгеймера.
Явных следов вируса, схожего с вирусом гриппа, у пациентов, страдающих нейдродегенеративными болезнями, обнаружено не было.
Но мысль о том, что некая связь между этими двумя недугами есть, давно преследует умы врачей и ученых. Косвенно это подтверждают исторические факты: эпидемия гриппа («испанки») 1918 года совпала по времени с массовыми заболеваниями так называемым летаргическим энцефалитом (болезнь Экономо, с 1930 года не зарегистрировано ни одного случая заболевания).
Чтобы определить, есть ли связь между вирусом птичьего гриппа и болезнями центральной нервной системы, Хэман Джан из Госпиталя Сент-Джуд, расположенного в Мемфисе, и его коллеги обратились к лабораторным исследованиям мышей.
Им удалось показать, что вирус H5N1 в течение нескольких дней может инфицировать нейроны мышей, из-за чего в организме со временем могут возникнуть скопления зараженных белков, а это влечет за собой нейродегенеративные заболевания.
Результаты работы, которая проводилась на протяжении трех лет, опубликованы во вторник в Proceedings of the National Academy of Sciences.
В ходе исследования ученым удалось наблюдать развитие вируса в организме мышей и зафиксировать общую схему этого процесса. Примерно спустя 2–3 дня после заражения вирус впервые появился в периферийной нервной системе, в нейронах, которые соединяют органы и конечности через головной мозг и спинной мозг. На третий день вирус проникает в ствол головного мозга, а на седьмой день вирус можно было обнаружить и в самом головном мозгу. Инфекция в нервной системе вызывала у большинства мышей неврологические симптомы, такие как атаксия (нарушение координации движения), брадикинезия (общая замедленность движения) и тремор (быстрые непроизвольные движения конечностей).
На 21-й день те мыши, которые смогли выжить, избавились от вируса, а вместе с ним избавились и от неврологических симптомов.
Но Джан и коллеги обнаружили, что в мозгу болевших мышей уменьшилось количество нейронов, но возрос уровень микроглии (иммунных клеток мозга), что указывает на имевшее место воспаление головного мозга.
Самое плохое, что получили мыши, выжившие после вируса птичьего гриппа, это изменения структуры ряда белков в нейронах, которые стали причиной нейродегенеративных заболеваний.
В частности, изменения коснулись белка альфа-синуклеина, который в мутированном виде получил возможность образовывать скопления, что является прямым признаком болезней Паркинсона и Альцгеймера.
Впереди ученым предстоит выяснить, какие негативные последствия спустя годы способны вызвать другие вирусы гриппа, в частности свиной грипп H1N1.
Гелевый презерватив для женщин
Мысли об африканских детях не чужды не только Анджелине Джоли – судьба жителей беднейших стран, видимо, лишает спокойного сна и одного из богатейших людей мира Билла Гейтса. Чтобы помочь погибающим в Африке от СПИДа людям, он выделил грант американским ученым из Университета Юты для разработки новых надежных средств предохранения. Фармацевты и химики работали над созданием контрацептива, который позволил бы бесправным женщинам Черного континента предохранять себя от СПИДа и других нежелательных последствий полового акта, не нуждаясь при этом в согласии мужчины на контрацепцию.
И вот наконец группа профессора Патрика Кисера из Университета Юты достигла успеха: в журнале Advanced Functional Materials опубликована работа, в которой рассказывается о настоящем «молекулярном презервативе» на основе полимерного геля.
Во время полового акта гель частично затвердевает, в его «сетку» попадают и сперматозоиды, и опасные болезни, которые может содержать семенная жидкость.
Действие геля основано на разности меры кислотности среды (pH) во влагалище и в семенной жидкости: во влагалище среда слабокислая (pH около 4,8), а при попадании семенной жидкости среда становится слабощелочной (pH около 7,6). Основа геля – полимер полигидроксипропилакриламид (pHPMAm), модифицированный салицилгидроксамовой (SHA) и фенилборной (PBA) кислотой. Эти кислоты в щелочной среде вступают в реакцию конденсации и образуют комплекс, который разлагается на исходные компоненты в кислой среде.
Таким образом, модифицированный ими полимер в кислой среде остается линейным, то есть гелеобразное вещество обладает большой текучестью, а в щелочной среде он образует сетку и затвердевает.
Размер ячейки такой сетки – 30–50 нм. При этом размер частицы ВИЧ – около 100 нм, а размер сперматозоида – 5–10 мкм. То есть «сито» геля достаточно мелкое, чтобы не пропускать ни вирус, ни семенную жидкость. Ученые продолжают исследования этого геля. Они предполагают, что он поможет блокировать не только ВИЧ, но и вирус герпеса, а также вирус папилломы человека (ВПЧ), который является основной причиной рака шейки матки.
Гель блокирует ВИЧ на первой стадии – в тот момент, когда вирус оказывается в организме, а иммунные клетки активизируются для борьбы с ним и становятся более легкой добычей.
Также планируется ввести в гель противовирусный препарат, который дополнительно защитит иммунные клетки поверхности влагалища. Он должен замедлить движение ВИЧ и блокировать его репликацию. В этом случае гель будет создавать для вируса два барьера – полимерный и лекарственный. Профессор Кисер надеется, что испытания геля на людях начнутся уже через 3–5 лет, а в продажу препарат поступит еще через несколько лет.