Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
«Не забыть снять крышку с объектива»
Стоит поехать на край света
Полное солнечное затмение представляет интерес для очень широкой публики, как для тех, кто незнаком с этим явлением, так и для тех, кто хотя бы раз в жизни видел это зрелище, с тех пор очарован им и хочет получить это удовольствие еще раз.
Привлекает это явление своей оригинальностью.
За 4-5 минут вы не увидите ничего познавательного, кроме того, какая солнечная корона лохматая, и как частные фазы вдруг превратились в сияющее кольцо.
Но ради этого действительно стоит поехать на другой край света.
Солнечные затмения по степени величия можно сравнить с некоторыми грандиозными природными явлениями, например, с хорошеньким извержением вулкана на Земле, которое переплюнет многие ощущения, или с деформациями ветреного режима – ураганами, торнадо, смерчами, то есть бурными проявлениями земной атмосферы. Северные сияния – красивая, но более спокойная вещь, хотя, конечно, она говорит нам о том, что солнечная плазма достигла в виде каких-то образований определенных слоев атмосферы. Магнитное поле Солнца – это очень динамически закрученная структура, которая все время генерирует особый слой, превращающийся потом в пятна, а земное магнитное поле работает скорее как экран, отражающий внешнее воздействие.
Когда поток мощных частиц высыпает в верхние слои атмосферы и начинается северное сияние, то это хоть и активная реакция, но все же спровоцированная.
Пальма первенства тут на стороне Солнца.
Выпил яд и все забыл
С момента изобретения письменности, даже в самой примитивной ее форме, мифы, легенды, а позже и более прагматичные знания стали храниться не только в памяти. И хотя это значительно снизило количество ошибок, передающихся между поколениями, необходимость зубрить никто не отменял. Эта же «технология» никак не изменилась за последние тысячелетия – многократное повторение с исправлением ошибок сначала способствует фиксации информации в кратковременной, а потом – и в долговременной памяти.
Аарон Андальман и Мишель Фи из Массачусетского технологического института
на примере зебровых амадин продемонстрировали, как происходит трансформация кратковременной памяти в долговременную и какие участки мозга для этого необходимы.
Выбор ученых не случаен – эти птички не способны разговаривать, но их трели очень напоминают человеческую речь: они настолько же разнообразны, и передаются от поколения к поколению. Молодые амадины, еще не умеющие «петь», сначала внимательно слушают своих родителей, после чего пытаются воспроизвести трель, состоящую из отдельных «слогов», разделенных небольшими паузами.
Авторы публикации в Proceedings of the National Academy of Sciences разлучили родителей и детей, «обучая» последних самостоятельно. Каждый раз, когда птенцы снижали тональность, Андальман и Фи включали запись «белого шума». Этот звук сообщал пернатым, что они делают «что-то не так», и они тут же повышали тональность. Многократным повторением удавалось даже существенно переучить птенцов – к концу эксперимента они начинали петь выше своих родителей.
Впрочем, если через четыре часа тренировки в определенную область мозга вводили яд рыбы-иглобрюха тетродотоксин, то учебу приходилось начинать сначала:
птички возвращались ровно к своим утренним знаниям, полностью обнуляя временную память.
Это подтвердило, что роль «кэша» в мозге птиц играет так называемый участок AFP, аналогичный базальным ядрам млекопитающих. Базальные ядра – скопления тел нейронов, спрятанные под корой больших полушарий. Именно через них проходит как вся чувствительная информация, так и все двигательные директивы. И хотя наш мозг по своему устройству существенно отличается от птичьего, возможно, и у нас данные перед тем, как перекочевать в долговременную память, некоторое время хранятся в базальных ядрах.
По оценкам ученых, на это требуется около суток – через 24 часа после начала тренировок введение яда оказывалось уже неэффективно, и птицы легко воспроизводили полученные знания. Впрочем, на это может потребоваться и меньше времени – как уже было показано ранее, во время сна мозг самостоятельно повторяет пройденное за день, тем самым закрепляя знания.
Вероятнее всего, тем самым информация проходит дополнительную проверку, а сутки играют роль своеобразного «карантина» – в долговременную память перекочевывает только важная и проверенная информация.
Если ученым удастся подтвердить свою гипотезу для млекопитающих, то в руках у них окажется, как минимум, способ стирать все воспоминания за последние сутки. Зная мишень, может, удастся найти и вещества, способные ускорить запоминание. Пока же средства лучше зубрежки никто не придумал.