Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Сон с ожирением

— 11.06.09 16:40 —

ТЕКСТ: Пётр Смирнов

ФОТО: THINKSTOCK/EAST NEWS

Недостаток сна, его избыток и временная остановка дыхания во сне ведут к повышению индекса массы тела. По данным сразу двух независимых групп исследователей, представивших свои доклады на 23 ежегодной конференции SLEEP 2009 в Вестчестере, эти факторы, вне зависимости от генетических предпосылок и стиля жизни, независимо сказываются на наборе веса.

Чтобы скомпенсировать неизвестные факторы, Натаниэль Уотсон из университета Вашингтона и его коллеги провели свое исследование среди 634 пар близнецов, как монозиготных (однояйцевых, то есть обладающих полностью идентичным геномом), так и дизиготных (разнойяцевых, похожих так же, как обычные родные братья и сестры, но, ввиду одновременного рождения, воспитывающихся в одинаковых условиях).

Индекс массы тела, определяемый как отношение массы тела в килограммах к квадрату роста в метрах, отличался и у недосыпающих, и у пересыпающих близнецов. Так, для тех, кто спал меньше 7 часов, он составил в среднем 26,4. Соням же повезло чуть больше – больше 8,9 часов в кровати дают небольшую прибавку – в итоге 25,2 против 25 в норме. Несмотря на кажущиеся небольшими отличия, их можно назвать вполне значимыми, ведь индекс массы очень стабилен как у мужчин, так и у женщин. И даже небольшая тенденция к набору веса в среднем возрасте со старением обычно прогрессирует, вне зависимости от первоначальных причин.

Вторая группа экспериментаторов под руководством Марка Брауна из университета Аризоны продемонстрировала подобный феномен для синдрома апноэ во сне – временных остановок дыхания из-за чрезмерной вентиляции легких.

В их случае тяжелое апноэ давало прибавку к индексу массы в 0,52 кг/м2, а апноэ средней тяжести – 0,22 кг/м2. Причем в данном случае еще не понятно, что является причиной, а что – следствием. С одной стороны, ожирение может вызывать апноэ, с другой – апноэ может нарушать сон и вести к ожирению.

Впрочем, выводы специалистов, работающих в данной области, не меняются год от года – спать надо регулярно по восемь часов, в одно и то же время и в хорошо вентилируемом помещении.


Сперма с цинком

Цинк – это не только латунь, аккумуляторы и составляющий элемент полупроводников. Это ещё и необходимый микроэлемент, без которого попросту не будут работать многие ферменты нашего организма. Кроветворение, пищеварение, иммунитет, дыхательная система и даже сперматогенез не пойдут в отсутствие должного количества цинка.

Такеши Миура из Университета Эхиме и его коллеги определили, что недостаток тридцатого элемента таблицы Менделеева,

во-первых, уменьшает темпы образования сперматозоидов, а во-вторых, существенно снижает их подвижность.

Влияние цинка на мужские половые железы и клетки было известно и раньше – хотя в случае дефицита этого микроэлемента проблемы с иммунитетом и с транспортом кислорода переводят половые проблемы на второй план. К сожалению, такие ситуации нередки – болезнь Крона, паразитарные и хронические заболевания кишечника, а также строгое вегетарианство – хорошо знакомые диетологам факторы риска.

Поскольку человеческий материал в таких щепетильных вопросах малодоступен, авторы публикации в Proceedings of the National Academy of Sciences воспользовались семенниками речного японского угря (Anguilla
japonica). Сходство, может, и небольшое, но именно у этого животного сперматогенез весьма похож на человеческий. Кроме того, его можно запустить инъекцией мужского хорионического гонадотропного гормона.

После этого концентрация цинка в яичках существенно возрастает – вместе с ускорением сперматогенеза.

Как показала специфическая окраска, цинк накапливается в первую очередь в митохондриях сперматогоний, которые и дают начало сперматозоидам. Но стоило ученым «собрать» весь цинк с помощью так называемых хелатирующих агентов, как клетки-предшественники тут же дисциплинированно отправились на программированную клеточную гибель – апоптоз. Ситуацию не смог поправить ни один из известных «стимуляторов» сперматогенеза – ни эстрадиол, ни андрогены.

Не лучшим образом дефицит тридцатого элемента сказывался и на подвижности сперматозоидов – страдала как скорость, так и общая продолжительность передвижения. С учетом того, что цинк исследователи «отбирали» из внеклеточного вещества.

Будущим матерям стоит заботиться о содержании цинка не меньше, чем тем, кто хочет стать отцом.

Ученые связывают обнаруженные феномены с процессами клеточного дыхания, для которых цинк выступает в роли ко-факторов. Необходим этот элемент и для деления и восстановления ДНК. Возможно, именно по этой причине и гибнут начавшие деление половые клетки. Не исключено, что с помощью этого механизма женские половые пути способны влиять на избирательность оплодотворения.

Впрочем, в погоне за «повышением шансов» переедать минералов тоже не стоит – избыток цинка тоже чреват подавлением сперматогенеза, не говоря о других куда более важных для жизни системах.