Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Рады чужим яйцам

Главное в борьбе с паразитами – вовремя распознать врага, пока он не превратился в угрозу для жизни и продолжения рода. Выбираемая при этом тактика зависит только от возможностей хозяина: одни представители нашего вида борются с себе подобными, устраивая митинги всякий раз, как распознают очередного нахлебника, другие спокойно стоят в стороне, уповая на самостоятельное разрешение проблемы.

В мире животных тоже не обходится без разделения на бунтарей и смирных: в то время как большинство видов птиц предпочитают избавляться от подложенных кукушиных яиц,

бледная пересмешка, даже распознав в собственном гнезде чужие яйца, продолжает их высиживать.

История изучения феномена «яичного паразитизма», главным представителем которого являются члены семейства кукушковых, насчитывает уже не одну сотню лет, а противостояние кукушек и приемных матерей – миллион-другой.

Всё это время непрерывно шла «гонка вооружений» хозяина и паразита – первый постоянно совершенствовал способы выявления и уничтожения чужих яиц, а второй, соответственно, методы маскировки и борьбы с конкурентами по гнезду. Результат – крупные яйца с прочной скорлупой и очень жизнеспособным детёнышем, вовсю эксплуатирующим материнские инстинкты приемной родительницы.

Если для кукушек каждый вклад в будущее потомство окупается с лихвой, то для хозяев все попытки избавиться от паразитов чреваты серьезными рисками: во-первых, всегда есть шанс уничтожить собственного детеныша, а во-вторых,

каждая процедура, будь то проклевывание скорлупы или выталкивание яйца из гнезда – задача весьма энергоемкая, особенно для маленьких птичек.

Как продемонстрировали Антон Антонов и его коллеги из Норвежского института науки и техники, именно это и заставляет бледных пересмешек оставлять кукушиные яйца в своем гнезде.

Ученые подкладывали в гнезда к пересмешкам Hippolais pallida яйца обычной кукушки Cuculus canorus, а также искусственные яйца, изготовленные из пластика и покрашенные таким образом, чтобы удары маленького клюва пересмешки оставляли на них след.

В какой-то степени творениям Антонова и соавторов его публикации в Biology Letters удалось даже превзойти природу. Из раскрашенных ими яиц пересмешки распознали только 87%, в то время как кукушиные были распознаны полностью – как показала видеосъемка, все приемные матери пытались их уничтожить.

А вот доля «принятых в семью» оказалась практически одинаковой – 43,5% и 47%.

То есть почти в половине случае пересмешки в конечном итоге оставляли свои попытки пробить прочную скорлупу или выкинуть яйцо из гнезда и оставляли его «на вырост». Хотя этот феномен орнитологи и подозревали у маленьких птичек, его доказательство было получено впервые.

Как развивалась дальнейшая судьба подкидышей, ученые описывать в своей работе не стали. Но в окружении небольших братьев и сестер они должны бы чувствовать себя вполне комфортно, не ощущая конкуренции за добываемую родителями пищу.


Перезагрузка под саркофагом

В 1986 г. я работал по договору в Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова. Помню всеобщий шок ИАЭ после 26 апреля 1986 года и до сих пор провожу в своей школе «чернобыльский урок».

Мы услышали об этой аварии, быстро превратившейся в катастрофу, в первомайском походе на реке Жиздре в Калужской области.

Мелкий дождь, как выяснилось по возвращении, пропитал наши байдарки радиоактивным йодом-131 (период полураспада 8 суток), и снаряжение пришлось законсервировать на год.

Первые официальные сообщения выглядели совсем безобидно, особенно умиляло примечание: «Иностранные граждане не пострадали». И страшная правда под грозными грифами и допусками в Курчатовском…

О причинах катастрофы написано очень много, всерьез обсуждаются и управляемые тектонические разломы, и козни злобных инопланетян. Но в качестве важнейшего урока всему человечеству вполне достаточно официальных заключений МАГАТЭ.

На атомной электростанции был задуман вполне тривиальный и безопасный электротехнический эксперимент – использовать энергию останавливающейся турбины, когда реактор выключают на профилактику. Главная сложность состояла в том, что турбина в таком режиме «выбега» дает неправильный ток – с изменяющейся силой и частотой. Для этого и требовалось проверить работу специально сделанного регулятора. Но в программе эксперимента электротехника оказалась связанной с ядерными процессами. В качестве электрической нагрузки генератора были взяты главные циркуляционные насосы, подающие воду в активную зону одноконтурного реактора РБМК-1000 (реактор большой мощности канальный, электрическая мощность 1000 МВт, тепловая – 3200 МВт). Такое подключение привело к образованию незапланированной в конструкции обратной связи.

Возможно, эксперимент и прошел бы успешно, но к ядерным и электрическим добавились социальные процессы.

В 1 час ночи 25 апреля (пятница) началось медленное, по регламенту, снижение мощности реактора. В 13 часов мощность составляла уже 50% от номинальной и был остановлен один из двух питаемых 4-м реактором генераторов. Однако в пятницу к вечеру потребление электроэнергии возрастает, и диспетчерская служба «Киевэнерго» попросила подождать с окончательной остановкой. Эксперимент приостановился с 14 до 23 часов. Затем снижение мощности продолжили, но чуть быстрее, чем требовал регламент. Поэтому к половине первого ночи на 26 апреля мощность реактора упала до 1% от номинала вместо требуемых для эксперимента 22–30%. В такой ситуации полагается окончательно заглушить реактор без всяких дополнительных испытаний и экспериментов, потому что слишком возрастает значение сложной последовательности процессов поглощения тепловых нейтронов одним из продуктов деления урана – изотопом ксенон-135 (ксеноновое отравление реактора).

Но… очень хочется закончить до приближающегося праздника эксперимент. И реактор пытаются разогнать. То, что при этом происходит, можно оценить на грубой, но эффектной модели. Возьмите пластилиновый шарик диаметром сантиметров 5 на резинке, прилепите его к стенке и медленно тяните резинку на себя.

Пока шарик держится за стену, он не реагирует на усилия по натяжению резины. Но в конце концов он отлипнет и совсем не плавно полетит в тянущего.

В процессе нерегламентного разгона реактора резко изменились обратные связи в каналах, где тепловыделяющие элементы со слабообогащенным ураном непосредственно превращают воду в пар: соотношение воды и пара влияет на коэффициент размножения нейтронов и, соответственно, на мощность реактора с одним контуром теплоносителя. А управляющие стержни (замедляющие реакцию благодаря поглощению нейтронов кадмием) были почти все выведены из активной зоны, реакция в которой оказалась временно заблокированной накопившимся ксеноном-135.