Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Соя не опаснее пива

Дмитрий Борисович Дорохов
Заместитель директора центра «Биоинженерия» по науке, заведующий лабораторией молекулярных методов селекции ВНИИ селекции и семеноводства овощных культур РАСХН...

На прошлой неделе «Газета.Ru» писала об исследовании группы Дэвида Шварца из американского Национального Института наук о здоровье и окружающей среде (NIEHS). Ученые вкалывали один из биологически активных компонентов сои – генистеин – мышам в первые дни их жизни. И в итоге выяснили, что у самок наблюдается нарушение плодовитости. Причем при увеличении дозы до некоторого предела самки становятся стерильными. Прокомментировать статью согласился заведующий лабораторий генома растений центра «Биоинженерия» РАН Дмитрий Дорохов.

– Группа Шварца пока не представила полный вариант работы. Скорее это анонс: краткое описание работы, но не расписаны методики, нет количественных данных (кроме основных). Можно ли оценить его работу на основании предоставленных сведений? Например, повлияет ли на человека генистеин так же, как на мышей?

– Давайте четко определимся. С одной стороны, человек принимает не чистый генистеин, и человеку его не вкалывают. В случае людей мы говорим о диете, в которой генистеин – только одно из действующих веществ. Только в сое основных изофлавонов – три: генистеин, даидзеин и глицитеин. Те же изофлавоны присутствуют не только в сое. Они есть, например, в пиве. Нарекания к пиву наличествуют, конечно, но уж никак не из-за изофлавонов, и не запрещать же теперь пиво?

Кроме того, есть доказанный факт благотворного действия соевой диеты на человека. Самое известное его действие – это весьма низкий уровень заболеваемости раком молочной железы в районах, где соевая диета традиционна. Надо сказать, что эмигранты из тех мест, скажем, в США уже во втором поколении имеют общеамериканскую статистику по этому заболеванию. То есть мы можем говорить о том, что дело именно в диете, а не в расовой предрасположенности или устойчивости к заболеваниям.

– А что можно сказать об опубликованных численных данных?

На мой взгляд, дозы, вводимые мышам (50 мг/кг живого веса), все-таки несколько завышены, тем более что в случае эксперимента весь фитоэстроген попадал в кровь мышей. А, как известно, при употреблении продуктов в пищу 100-процентного всасывания биологически активных веществ не происходит.

– «Газете.Ru» стало известно, что среди специалистов существует устойчивое мнение о возможном стимуле подобных исследований. Работы, направленные на дискредитацию препаратов определенного действия, могут быть вызваны острой конкурентной борьбой на рынке биодобавок. Расскажите, какова ситуация в мировой науке о сое в целом?

– О положительных сторонах соевой диеты я уже говорил, на основе сои сейчас появляются новые препараты и пищевые добавки. Появляются препараты и пищевые добавки аналогичного действия. С другой стороны, появилось некоторое количество статей как о положительном, так и об отрицательном влиянии чистого генистеина. Так что существует некоторое противоречие в работах, даже с чистым генистеином нету полной ясности. Отчасти это связано с указанными вами причинами.

Кстати, в свое время такой же напор создавали статьи о биологическом действии сверхмалых доз лекарственных препаратов, что привело к запрету на публикации подобных статей в научных журналах.


Недостроенная премия

На этой неделе в Санкт-Петербурге на X Международном экономическом форуме состоится вручение премии «Глобальная энергия». Более $1 млн поделят на троих: российский академик, секретарь Общественной палаты Евгений Велихов, французский ученый Роббер Аймар и японец Масаджи Йошикава. Они получили награду за проект международного термоядерного реактора ITER, строительство которого начнется во Франции в 2007 году, – о присуждении премии объявили 19 апреля 2006 года.

Как и в прошлом году, без скандалов не обошлось: нобелевского лауреата (и лауреата «Глобальной энергии прошлого года») Жореса Алферова сместили с должности председателя международного комитета по вручению премии.

Скептики говорят, что основная заслуга нынешнего лауреата Евгения Велихова в том, что он уговорил Россию выделить средства для участия в проекте, успех которого сомнителен. И средства немалые: стоимость проекта оценивается в €10 млрд, из которых десятую часть выплачивает Россия.

Впрочем, этот проект в любом случае принесет много пользы от международной коллаборации ученых. Сейчас это второй по грандиозности и затратности международный космический проект после создания Международной космической станции (МКС). ITER – это последняя ступень перед строительством демонстрационной термоядерной станции ДЕМО. Инженерный проект реактора закончили в 1998 году, но только летом 2005 года удалось прийти к соглашению о том, где его, собственно, построят.

Пока успехи термоядерной энергетики невысоки: в действующих образцах реакторов удавалось получить ровно столько же энергии, сколько и затрачивалось на разогрев плазмы. Причем речь идет именно о контуре – потери энергии на подходе к реактору и после выхода привели к тому, что в итоге к условному потребителю приходило меньше энергии, чем подавалось на реактор.

Однако, по словам ученых, если ITER все-таки выйдет на проектную мощность, на выходе он даст в десять раз больше энергии, чем будет затрачиваться на разогрев.

Целесообразность самой термоядерной энергетики также оспаривается. Некоторые ученые нашли много недостатков по сравнению с другими альтернативными источниками энергии. Например, отставленный Алферов активно продвигает гелиоэнергетику. Впрочем, по мнению академика Эрика Галимова, основной недостаток прочих источников альтернативной энергетики в сравнении с термоядерной в том, что их использование создает огромные технические проблемы по концентрированию энергии для нужд промышленности. Поэтому ITER и считается столь перспективным направлением.