Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Дети глупеют от гримас психологов

Стереотипное поведение детей оказалось вовсе не стереотипным. Йозеф Топаль и его коллеги заинтересовались персеверативным эффектом, описанным еще полвека назад, но до сих пор не получившим достойного объяснения. Если ребенку 8-12 месяцев показать игрушку и спрятать её под колпачок А, а затем на его глазах перепрятать под колпачок Б, то тянуться он будет все равно к первому колпачку. Но если попытаться заняться таким «обманом» с ребенком постарше, то у вас ничего не выйдет.

Самая распространенная гипотеза, объясняющая этот феномен, – недоразвитие кратковременной памяти. Маленькие дети справляются с непосредственными тестами на память, хотя и хуже взрослых, но никак не хуже других представителей животного мира, которых такой игрой в наперстки не проведешь.

Топаль предположил, что дело вовсе не в особенности восприятия окружающего мира и объектов, а в слишком большой роли самого экспериментатора.

Тем более, что невербальному контакту ребенка со взрослыми в последнее время уделяется все больше внимания. Соответствующие эксперименты хотя и не отличались особой сложностью, зато дали потрясающие результаты.

Ученые разделили всех младенцев 8-10 месяцев на три группы по 14 человек. Затем с каждым из малышей сыграли в «два наперстка» по вышеописанной схеме, но с небольшими различиями.

В первой группе экспериментатор активно общался с ребенком, всячески улыбаясь, подмигивая и разговаривая. Во второй девушка-воспитатель сидела вполоборота к малышу – так, чтобы он не видел выражения её лица. И, наконец, в третьей все манипуляции выполняло «страшно симпатичное привидение», то есть колпачки сами летали над столом, а малыш, как настоящий зритель кукольного спектакля, даже не представлял себе, что всем этим управляют люди.

Оказалось, что гримасы ученых играют ключевую роль.

Количество «ошибившихся» в выборе колпачка детей в первой группе не отличалось от результатов, описываемых психологами уже как полвека, а вот в двух других доля таких «неудачников» оказалась в два раза меньше. То есть детей смущает не сам факт присутствия другого человека, а именно его ужимки и попытки наладить контакт.

Так что роль невербального общения у маленьких детей не настолько мала, кроме того, публикация в Science ещё раз подтвердила, что малыши не глупы, а просто воспринимают информацию иначе, не говоря уже об акцентах этого самого восприятия. Для того, чтобы обмануть ребенка нехитрым фокусом, даже взрослого ума много не надо.


Коллайдер неподсуден

Гавайский суд отказался вмешиваться в спор о безопасности Большого адронного коллайдера в Женеве, решив, что конец света – не повод нарушать национальную юрисдикцию европейской судебной системы. Иск двух жителей Гавайев, требовавших остановить запуск LHC в Женеве, к министерству энергетики США отклонён.

Судья окружного суда Хелен Гиллмор решила, что истцам – американцу Вальтеру Вагнеру и испанцу Луису Санчо – не удалось доказать, что вопрос о запуске расположенной в Европе установки подсуден американскому суду. Она отметила, что США уже вложили полмиллиарда долларов в строительство коллайдера, и посоветовала искать правды по этому вопросу не в судах, а в конгрессе США, который поддержал программу американского участия в «крупнейшем эксперименте в истории».

Вагнер и Санчо подали иск в конце марта текущего года в надежде убедить американское правосудие в опасности «микроскопических чёрных дыр», которые, по некоторым крайне спекулятивным теориям, смогут образовываться при столкновениях протонов и ядер свинца в 27-километровом подземном туннеле на границе Швейцарии и Франции. Существуют и более экзотические способы уничтожить мир с помощью коллайдера, но о них Вагнер и Санчо, видимо, не подумали.

Истцы понимали, что запретить что-либо иностранной организации, которой является Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН), они не в силах, так что зашли со стороны закона о защите окружающей среды. Они утверждали, что участие США в проекте – «серьёзная деятельность на федеральном уровне», и на время рассмотрения дела в суде просили запретить американскому министерству энергетики и контролируемым им инстанциям поставки оборудования для LHC.

Это требование было отклонено сразу, так что иск, по большому счёту, был обречён уже полгода назад, когда стало ясно, что процедурными хитростями запуск коллайдера не сорвёшь. Когда в конце июня на первом заседании по существу дела юристы американского минэнерго представили свои доводы, всё оборудование уже находилось в Европе.

По прошествии ещё двух с лишним месяцев, за которые учёные в Женеве успели успешно начать работы по пуску коллайдера и столкнуться с серьёзной аварией, отложившей окончательный пуск до следующего года, судья окончательно, как и предполагали наблюдатели, отклонила иск. В пятницу она зачитала свой вердикт, а полный текст судебного решения занимает 26 страниц.

Вместе с тем Гиллмор воздержалась от того, чтобы выносить суждение о безопасности коллайдера, ограничившись глубокомысленным «это очень сложный спор, который касается не только физиков».

Возможно, Вагнер и Санчо этим удовлетворятся. Ведь удовлетворились, кажется, их европейские «коллеги», когда Европейский суд по правам человека отказался остановить запуск LHC по их иску. Те истцы тоже напирали на то, что коллайдер опасен для окружающей среды, поскольку может её уничтожить.