Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Два процента за косяк

Ежедневное употребление даже лёгких наркотиков приводит к существенному сокращению размеров мозга. Как показало исследование 15 австралийских наркоманов, которые ежедневно выкуривали по 5 и более джойнтов, объём их гиппокампа – региона мозга, отвечающего за формирование памяти и контроль над эмоциями, – оказался в среднем ниже на 12%.

Мурат Юджель и его коллеги из австралийских университетов Мельбурна, Сиднея и Вуллунгонга отобрали 15 мужчин, которые на протяжении последних 10 лет выкуривали в среднем не менее 5 сигарет со смесью табака и марихуаны в сутки. Несложно подсчитать, что общее количество марихуаны, выкуренной каждым из членов когорты, составило не менее 25 кг.

Средний «стаж» курильщиков составил чуть менее 20 лет, средний возраст – 40 лет, при этом никто из них не был замечен в употреблении других наркотических средств, и ни у кого из них в детстве не было замечено признаков нейрофизиологических изменений в мозге и отставания в развитии.

С помощью трёхмерного магнитнорезонансного сканирования учёные измерили объём двух участков мозга- - гиппокампа и миндалины, каждый из которых у здоровых людей содержит большое количество рецепторов в к канабиноидам. Именно присоединение этих молекул к рецепторам вызывает у наркоманов чувство расслабленности и эйфории.

Как оказалось, средний объём гиппокампа наркоманов был на 12% меньше, чем в контрольной группе свободных от наркотической зависимости, но в остальном схожих с наркоманами (по возрасту, весу и так далее) людей. Объём миндалины, которая активируется при реакциях страха и агрессии, был у наркоманов меньше на 7%.

Более того, учёные отметили, что чем больше лёгкого наркотика употребляет подопытный, тем заметнее уменьшение объёма этих регионов его мозга, притом зависимость эта практически линейна. А значит, каждая лишняя затяжка в конечном итоге выливается в неминуемое сокращение мозга.

Кроме того, тесты на запоминание слов также показали, что регулярное использование марихуаны, считающейся лёгким и практически «безвредным» наркотиком, приводит к серьёзной деградации умственных способностей. Так, результаты, показанные наркоманами, отличались от результатов контрольной группы так, как будто им было в среднем не 40, а под 60 лет.

Работа учёных опубликована в Archives of General Psychiatry.


Пчёлы учат языки

Язык танца, с помощью которого пчелы осуществляют эффективную коммуникацию внутри колонии, изучается учеными уже довольно давно. Во многом именно пчелиные популяции позволили ученым систематически исследовать принципы, на которых зиждутся восприятие и общение насекомых.

В новой работе ученым удалось впервые показать, что пчелы разных видов могут перенимать друг у друга язык танца, который по-разному используется для коммуникации внутри конкретного вида.Статья международного коллектива ученых опубликована в журнале PLoS ONE.

Разделение девяти современных видов медоносных пчёл произошло от 30 до 50 миллионов лет назад. С тех пор внутри каждого из видов язык танца для общения с соплеменниками развивался по-своему. Хотя пчёлы используют в танце всего три основных движения, продолжительность танца сильно различается от одного вида пчел к другому. Именно это различие и позволяет говорить о различных «диалектах» языка танцев, используемого пчелами.

Команда австралийских, канадских и китайских ученых изначально ставила своей целью перепроверить данные о различии диалектов. Для проведения своего эксперимента ученые использовали два вида, максимально удаленных друг от друга географически, – европейскую пчелу Apis mellifera и азиатскую Apis cerana. Биологи поместили ульи насекомых в одни и те же условия и снабдили их одним и тем же источником нектара, на который из раза в раз натыкались пчелы-разведчики. Возвращаясь назад в улей, скауты демонстрировали различный по продолжительности танец, хотя показывали в обоих случаях на одно и то же место.

Убедившись в существовании диалектов, различающихся у данных двух видов пчёл, ученые, не мудрствуя лукаво, создали смешанную колонию из азиатских и европейских особей.

Вообще говоря, создание целостной колонии из представителей различных видов не предусмотрено природой – пчёлы разных видов обладают различными характерными запахами, и пришельцы, как правило, быстро и жестоко выдворяются из улья. Однако в случае с азиатами и европейцами два вида оказались не сильно различны по аромату, и общую колонию создать удалось. Разумеется, в ней периодически вспыхивали агрессивные настроения со стороны представителей одного из видов, однако ученые научились быстро гасить подобные восстания, удаляя наиболее активных зачинщиков беспорядков и опрыскивая колонию сахарным сиропом. Обилие пищи делало свое дело.

В первую очередь, учёных интересовал именно коллективный поиск пищи.

К своему удивлению, они обнаружили, что пчелы довольно быстро учатся понимать послания, исполненные на чужом языке, и в скором времени начинают совместно искать пищу.

В данном случае азиатский вид пчел изучил европейский язык и пчелы-сборщики из Азии не только следовали своим собратьям из Европы на очередную вылазку за пропитанием, но и корректно интерпретировали послания европейских разведчиков. К сожалению, эксперимент был поставлен таким образом, что учёные были не в состоянии замерить, сколько времени требуется на выучку: пчёлы маркировались уже после того, как образовывалась устойчивая колония, на что могло потребоваться от нескольких дней до пары месяцев; к этому времени одни пчёлы уже выучивали язык других.

Кстати, европейские пчёлы за своими азиатскими собратьями не следовали. И вовсе не из-за каких-то предубеждений. Просто «азиаты» оказались куда более чувствительны к веществу, которое выделяет пчела-разведчик европейского типа, чем «европейцы» к сигналам азиатских скаутов.