Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Рукопожатие – признак секс-активности

Рукопожатие может сказать о человеке больше, чем он бы хотел. Как показали последние исследования, сильное рукопожатие говорит о генетической природе человека, в частности, о склонности к агрессивному поведению и об особенностях сексуального поведения человека.

По мнению экспертов, изучение характера рукопожатий может стать чрезвычайно важно для криминалистики, поскольку поможет разобраться в психологии даже мелких хулиганов.

Как считают психологи и генетики, сила, с которой человек пожимает руку своему визави, является наследуемым признаком. Приблизительно 65% этой характеристики генетически детерминированы, еще 35% зависят от воспитания, занятий спортом и питания. В рамках предыдущих исследований учёные уже отнесли характер рукопожатия к таким характеристикам человеческого организма, как плотность костной ткани и склонность к долголетию.

«Это универсальная мера, позволяющая вычислить здорового и полного жизненных сил человека», – заметил эволюционный биолог из Университета штата Нью-Йорк в Олбани Гордон Гэллап, работа группы которого опубликована в последнем номере Evolution and Human Behavior.

Для того чтобы выяснить, отражает ли сила рукопожатия социальные и сексуальные характеристики человека, Гэллап и его коллеги отобрали 143 добровольца из числа студентов университета. Затем психологи замерили силу рукопожатия каждого студента и анатомические особенности, которые, как считается, связаны с привлекательностью: соотношение размаха плеч и ширины бедер для мужчин и соотношение талии и ширины бедер для женщин.

Затем каждый из участников предоставил учёным описание собственной сексуальной жизни, в которое необходимо было включить информацию о возрасте, в котором человек лишился девственности, а также данные о количестве партнёров. Кроме того, каждый студент должен был максимально корректно описать собственное девиантное поведение в средних и старших классах школы.

При анализе ответов у девушек не обнаружилось никакой корреляции между силой рукопожатий и особенностями сексуального или социального поведения, однако у юношей наблюдалась стойкая взаимосвязь между всеми характеристиками. Молодые люди, которые пожимали руку сильнее прочих, как оказалось, раньше остальных вступали в сексуальные отношения, имели больше сексуальных партнёров и в старших классах демонстрировали открытое девиантное поведение.

По словам Гэллапа, сила рукопожатия является прямым показателем хорошей наследственности человека, а поскольку это действие связано с развитием мускулатуры в целом, то именно рукопожатие может многое рассказать о здоровье человека.

Впрочем, многие эксперты уже назвали выводы американских психологов неоправданными. Так, эволюционный психолог Джон Маннинг из британского Университета Центрального Ланкашира отметил в интервью Science, что его американские коллеги не учли этнического многообразия людей. По мнению Маннинга, расовые и этнические различия могут влиять на силу рукопожатия, поскольку мускулатура у представителей разных народов и тем более рас развита зачастую по-разному.

Другой эксперт, эволюционный биолог Билл фон Хиппел из австралийского Университета Квинсленда, отметил, что наиболее занимательным оказалась, по его мнению, связь силы рукопожатия с задиристостью в подростковом возрасте. По словам Хиппела, такое поведение часто продиктовано неуверенностью в себе и заниженным чувством собственного достоинства. Таким образом, сильное рукопожатие становится для таких людей своеобразной уловкой, методом, с помощью которого более слабые мужские особи пытаются бороться за статус с более сильными мужчинами, которые имеют больше преимуществ в обществе.


Патриарх российской психодиагностики

Константин Маркович родился в Самаре 19 октября 1906 года. Закончил психотехническое отделение Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена, затем – аспирантуру Московского государственного института экспериментальной психологии. Он учился у известнейших психологов Сергея Леонидовича Рубинштейна, Алексея Николаевича Леонтьева и Бориса Михайловича Теплова.

В 1949 году Константин Маркович стал сотрудником знаменитой лаборатории Теплова в Научно-исследовательском институте психологии АПН РСФСР (сейчас – Психологический институт Российской академии образования, ПИ РАО), где Тепловым и Небылицыным было заложено новое направление –дифференциальная психофизиология. В ее рамках Константин Маркович разрабатывал вопросы профессиональной пригодности в связи с основными свойствами нервной системы человека. Итогом этого периода работы стала его монография «Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы» (М., 1970) за которую ему была присуждена степень доктора психологических наук.

В 1968 году Константин Гуревич создал в ПИ РАО собственную лабораторию, коллектив которой занялся изучением психофизиологических основ профессиональной деятельности. Впоследствии его научные интересы сконцентрировались на психологической диагностике, и в 1983 году лаборатория была переименована в лабораторию диагностики и коррекции психического развития.

Под руководством профессора Гуревича его сотрудники адаптировали несколько известных зарубежных тестов интеллекта (например, Тест структуры интеллекта Амтхауэра, Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ваны). По инициативе Константина Марковича и под его редакцией вышел перевод книги известнейшего американского тестолога Анны Анастази «Психологическое тестирование» (М., 1982).

Гуревич теоретически обосновал новый подход к созданию методик, который назвал нормативным. Он предложил при разработке психодиагностических методик ориентироваться на так называемый социально-психологический норматив, представляющий собой систему требований, предъявляемых обществом к каждому из его членов. На основании этой концепции были созданы Школьный тест умственного развития (ШТУР), тест умственного развития для старшеклассников и абитуриентов (АСТУР).

Сам Константин Маркович опубликовал более сотни работ. Его последняя монография «Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды» вышла этой осенью.

Константин Маркович был не только крупным ученым, но и поразительно эрудированным в самых различных областях человеком: знатоком литературы, музыки, театра. Знавшим его людям запомнятся также его общительность и отзывчивость. Не только его ученики и коллеги, но и люди, которым просто доводилось беседовать с ним или обращаться по какому-то вопросу, получали помощь и поддержку.