Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Гарем забрал мужскую силу

Антропологи Питер Грей из Университета Невады, Питер Эллисон из Гарварда и Бенджамин Кэмпбелл из Бостонского университета решили проверить, какое влияние оказывает брак на мужчин одного из африканских традиционных сообществ, в котором до сих пор распространено многоженство.

Все предыдущие исследования этого вопроса базировались на материале, полученном в ходе работы с жителями США и европейских стран, в которых разрешена лишь моногамия, и все они показали, что уровень тестостерона холостяков в среднем выше. И хотя отсюда не следует, что женитьба снижает уровень полового гормона – не исключено, что наоборот, пониженный уровень полового гормона способствует женитьбе, – это даёт холостякам ещё один повод чуть свысока смотреть на своих женатых товарищей.

Результаты работы показали, что замеченная у европейцев и американцев связь уровня тестостерона с семейным положением носит универсальный характер. По-видимому, эта зависимость не определяется культурным укладом сообщества, а пониженный уровень тестостерона слабо связан с совместным проживанием мужей и жён.

У учёных есть основания сделать такой вывод: для своего исследования они выбрали народность ариаал, уклад жизни которой разительно отличается от такового на Западе. Ариаал живут полукочевой жизнью на севере Кении у границ с Суданом и Угандой. Характерной особенностью этого прежде изолированного племени является также обособленность мужчин от женщин и собственных детей: лишь 1,5% мужчин считают своих жен источником эмоциональной поддержки.

Мужчины в этом племени с самого раннего детства выполняют довольно трудоемкую работу. До наступления половой зрелости все мальчики остаются пастухами, а примерно в 20-летнем возрасте проходят племенной обряд родовой инициации. С этого момента юноши считаются воинами, и их основной задачей считается забота о поголовье скота и уход за ним, поскольку это один из основных источников существования общины. При этом воины обычно не обременяют себя узами брака до 30 лет – как предполагают исследователи, дружба с мужчинами для них значит гораздо больше, чем семейные узы, которые связывают мужей и жен.

В ходе исследования учёные измеряли уровень гормона тестостерона в образцах утренней и дневной слюны, взятых у мужчин, которым уже исполнилось 20 лет. Среди 205 участников эксперимента были как женатые представители ариаал, так и холостяки.

Результаты показали картину, похожую на ту, что раньше была отмечена в Европе и США. Мужчины, состоящие в браке, имели более низкий по сравнению со своими неженатыми товарищами уровень тестостерона – как по утрам, так и днём. Причем эта закономерность работает даже для тех мужей, кто практически самоустранился из жизни семьи, не проводит много времени с женой и не участвует в воспитании детей.

Однако, к удивлению исследователей, такая зависимость наблюдалась не только среди моногамных мужей.

Те мужчины, которые растрачивали свое внимание не на одну, а несколько жен, обладали еще более низким уровнем полового гормона.

Как пишут исследователи в октябрьском выпуске журнала Current Anthropology, их работа еще раз доказывает, что уровень тестостерона в организме мужчины связан с половыми успехами мужчины.

Однако если вы завели гарем в преклонном возрасте, можете не беспокоиться: результаты американских антропологов показывают, что по достижении 40 лет разница в уровнях гормона у моногамных и полигамных мужчин нивелируется.


Прямохождение мутантов

Сопоставив форму скелетов двухсот организмов, живших на Земле последние 250 миллионов лет, с соответствующими генетическими изменениями, антрополог Аарон Филлер из гарвардского музея сравнительной зоологии и института болезней спины Cedars Sinai предложил новую гипотезу возникновения прямохождения. По его мнению, древние предки людей смогли распрямить спину в результате случайной мутации так называемого гомеотического гена, отвечающего за формирование в эмбрионе повторяющихся элементов. Обычно такие мутации приводят к страшным уродствам вроде вырастающих на месте рук ног в духе «Последнего короля Шотландии».

Однако именно такая мутация позволила одной из обезьян в центре Африки стать предком самого совершенного на настоящий момент существа Земли – человека.

И произошло это не менее 20 миллионов лет назад.

Переход с четырех лап на две стал возможен благодаря смещению центра тяжести назад и вниз: к крестцовому отделу и за позвоночник. Давно считается, что это позволило удерживать равновесие, необходимое для двуногого образа жизни, и, в конечном итоге, носить на плечах непропорционально тяжёлую по меркам животного мира голову. Однако механизм такого перехода оставался неясен.

Разобраться в этом вопросе помогли останки самого древнего из известных двуногих – моротопитека (Morotopithecus bishopi), возраст которых насчитывает более 20 миллионов лет. Обнаруженный в Уганде еще в 1960-х годах новый вид поначалу заинтересовал только узких специалистов. Однако в 1997 году палеонтолог Лора Маклетчи из нью-йоркского университета Брука доказала прямохождение моротопитека, а в 2006 году выяснилось его сходство с возможными предками человека.

Все классы позвоночных принципиально отличаются по количеству и составу всех отделов позвоночника, достигая наивысшего развития у млекопитающих. Раньше Филлер сообщал об особенностях позвонков, а точнее их отростков, у прямоходящих. Поперечные отростки, к которым крепятся мышцы спины, у четвероногих «направлены» вперед.

У моротопитека часть этих отростков оказалась развернута назад, и это позволило ему за счет тонуса мышц хотя бы частично распрямить свою спину.

Остальные особенности скелета двуногих, такие как прикрепление ребер и изгибы позвоночника, появились позднее как приспособление для компенсации нагрузки и облегчения движения. Подобное строение и положение тела в пространстве сделало возможным развитие не только современного специализированного плечевого пояса человекообразных обезьян, но и большого мозгового отдела черепа.

Как смогла возникнуть необычная мутация, до сих пор оставалось непонятным. Отгадка нашлась на стыке эмбриологии, генетики и сравнительной анатомии.

Сопоставив данные о форме позвонков и изменений в отвечающих за их формирование генах, Филлер проследил изменение опорного аппарата позвоночных за последние 250 миллионов лет. И оказалось, что большая часть эволюционных скачков, не имевших прежде четкого обоснования, связаны с мутациями в упомянутой выше группе гомеотических генов.

У всех животных они отвечают за закладку в эмбрионе повторяющихся сегментов тела, таких как позвонки и мышцы спины. Мутации в этих генах приводят к тяжелейшим аномалиям развития, но, как выяснилось, именно эти мутации сыграли ключевую роль в развитии человека.

Сбои в наследовании генетической информации и естественный отбор уже больше века считаются главной движущей силой эволюции, способствующей развитию организмов.

Удивительно, но в данном случае мутация вызвала скорее движение в прошлое – ведь животный мир к тому моменту давно преодолел стадию хождения на двух ногах. Самые совершенные звери того времени уже многие миллионы лет ходили на четырёх ногах, и кто мог знать, что для нас эта обычно несовместимая с жизнью «мутация в прошлое» окажется такой важной.