Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Морщины слезут вместе с кожей
Широко используемое в различных кремах от морщин вещество приводит к нарушению работы и гибели клеток кожи. Как передает официальный сайт университета Лаваля (Квебек), открытие сделали сотрудники медицинского факультета под руководством доктора Франсуа Марсо. Работа, в которой описаны результаты действия вещества, сокращенно называемого DMAE, на клетки кожи, опубликована в мартовском номере журнала British Journal of Dermatology.
DMAE (2-диметиламиноэтанол) используется как один из ключевых компонентов в косметических продуктах для безоперационного разглаживания морщин, так называемых продуктах для «мгновенной омолаживающей подтяжки лица» (instant anti-aging face-lifts). Кроме того, DMAE так же, как и другие похожие по своей химической структуре вещества, используется в самых различных косметических продуктах от губной помады до шампуней и мыла, хотя принцип их действия на клетки кожи был до сих пор очень плохо изучен.
Эксперименты доктора Марсо показали, что обработка фибробластов (клеток кожи) 2-диметиламиноэтанолом приводит к быстрому раздуванию их вакуолей. А через несколько часов после начала обработки фибробласты замедляют свой рост, необходимый для нормального функционирования кожи, а некоторые даже полностью прекращают расти.
Далее в фибробластах нарушается обмен веществ, что в итоге приводит к гибели клеток. Процент погибших фибробластов зависит от концентрации 2-диметиламиноэтанола. Например, если вещество в концентрациях, типичных для косметической продукции, действует на фибробласты 24 часа, то четверть клеток погибает.
Из всех наблюдаемых эффектов только первый этап (раздувание вакуолей) объясняет эффект разглаживания морщин под действием DMAE.
Похожего результата можно достичь при использовании крема с компонентами, обычно используемыми для местного обезболивания, такими как лидокаин или прилокаин. Эксперименты показали, что изменения, происходящие в клетках кожи под действием лидокаина, похожи на вызываемые DMAE.
Хотя силу и спектр реакции клеток на обработку DMAE можно сравнить с действием лекарственного препарата, информация о его токсических эффектах практически полностью отсутствует.
И хотя исследователи не ставили себе задачи запретить использование DMAE, наблюдаемые ими эффекты указывают на то, что, прежде чем так широко использовать вещество, необходимо более тщательно исследовать его действие на организм и возможный риск для здоровья.
Случай с 2-диметиламиноэтанолом не единичный в косметической индустрии, где очень часто используются малоисследованные вещества. А ведь они проникают сквозь кожу, попадают в кровоток и выводятся из организма почти так же, как и нормальные лекарства. Так, в косметических продуктах для создания необходимой консистенции часто используется диэтаноламин (Diethanolamine, DEA) или его производные, хотя уже доказано, что, попадая в организм беременного животного, DEA серьезно повреждает мозг плода. Но регулирующие использование различной химии в косметике законы менее строгие, чем в случае лекарственных препаратов, что позволяет фармацевтическим компаниям использовать малоизученные или просто опасные компоненты.
Женское семя немного не дозрело
«Возможно, что осталось недолго ждать того времени, когда женщины без помощи мужчин будут способны получать сперматозоиды», заявил доктор Карим Наерни, в прошлом сотрудник отделения генетики медицинского факультета университета Гётингена (Германия), а в настоящее время профессор Института стволовых клеток северо-восточной Англии. Слова доктора Наерни опубликованы в пятничном номере Daily Telegraph.
Группе ученых под руководством доктора Наерни удалось превратить стволовые клетки взрослого мужчины, полученные из костного мозга, в сперматогонии промежуточную стадию развития сперматозоидов.
Результаты данного исследования опубликованы в последнем номере журнала Reproduction: Gamete Biology.
Использованные в данном исследовании стволовые клетки обладают большим потенциалом изменчивости. В более ранних экспериментах, например, из тех же стволовых клеток получали клетки мышечной ткани.
В настоящее время группа пытается создать полностью зрелую сперму из клеток костного мозга человека. Исследователи хотят хотя бы так восстановить фертильность мужчин, которые утратили эту способность в результате лечения раковых заболеваний или по каким либо другим причинам. По мнению доктора Наерния, пройдет не менее 5 лет, прежде чем можно будет приступать к клиническим испытаниям.
Эксперименты на самцах мышей уже показали способность стволовых клеток костного мозга перерождаться в сперматогонии. Тогда выделенные из костного мозга стволовые клетки помещали в семенники мышей. Клетки развивались так же, как и нормальные сперматозоиды, хотя и не достигали полной зрелости. А теперь аналогичные эксперименты ведутся на самках мышей. Результатов можно ожидать в ближайшие месяцы. В случае удачи будет доказана потенциальная возможность получения сперматозоидов не только из мужских, но и из женских стволовых клеток.
Впрочем, до полноценных сперматозоидов дело пока так и не дошло. Ни у мышей, ни у людей. Профессор Наерни ещё работает над методикой полноценного сперматогенеза из стволовых клеток.
Впрочем, по его словам, с женскими клетками у него всё получилось. Нужна только пара подтверждающих экспериментов, и можно обнародовать данные.
Работа Наерни уже подверглась критике со стороны специалистов по биологии развития. Так, профессор Робин Ловел Бадж из национального института медицинских исследований в Лондоне сказал, что фундаментальное различие между мужчиной и женщиной не позволит создать полноценную сперму из женских клеток. Мужские клетки несут Y- и X-хромосомы, в то время как женские имеют две Х-хромосомы.
По мнению Баджа, мужская Y-хромосома просто необходима для нормального сперматогенеза, и наличие двух Х-хромосом несовместимо с этим процессом.
Того же мнения придерживается и Жосефина Квинтаваль одна из основательниц Комиссии по этике воспроизводства. Она считает, что бесплодным мужчинам пока ещё рано радоваться, а получение спермы из женских клеток вообще утопия именно по причине отсутствия Y хромосомы.