Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




«Он умер совершенно неожиданно»

В пятницу на 72-м году жизни скончался вице-президент Российской академии наук Николай Платэ. Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе РАН, «смерть наступила совершенно неожиданно для всех, кто знал Николая Альфредовича». До последнего дня он выглядел свежим и бодрым и не выказывал никаких признаков каких-либо заболеваний. В институте нефтехимического синтеза РАН «Газете.Ru» добавили, что смерть наступила примерно в час дня. По предварительным оценкам медиков, причиной послужил закупоривший сосуды тромб.

Когда и где пройдут гражданская панихида и похороны, пока ни в РАН, ни в институте не знают. Однако в пресс-службе пообещали вывесить соответствующую информацию на официальном сайте Академии наук.

Родился Николай Платэ 4 ноября 1934 г. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова в 1956 г., доктор химических наук (1966), профессор.

Действительный член РАН с 1987 года, главный учёный секретарь (1996–2001 год), вице-президент РАН с 2001 года, директор Института нефтехимического синтеза им. А.В.Топчиева РАН (г. Москва), иностранный член национальной академии наук Украины; член Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области науки и техники (с 1997 г.).

Главные направления научной деятельности: полимеры медицинского назначения, химическая модификация полимеров, жидкокристаллические полимеры. Как сообщается в Большой советской энциклопедии, Николай Платэ «установил основные закономерности поведения привитых блоксополимеров в сопоставлении со свойствами составляющих их полимерных компонентов, сформулировал принципы модификации полимеров путём реакций в цепях макромолекул. Разработал статистическую теорию реакционной способности звеньев полимерной цепи с учётом эффекта соседних групп, изучил структуру и физико-химические свойства гребневидных полимеров».

За свои работы Платэ стал лауреатом Государственной премии (1985); он удостоен многих государственных наград, а Указом президента РФ от 3 мая 2005 г. «за выдающийся вклад в развитие отечественной науки и подготовку высококвалифицированных научных кадров» награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.


Орбитальные глаза земного телескопа

Новый международный астрономический проект начал давать результаты. Построенный в Аризоне Большой бинокулярный телескоп (Large Binocular Telescope (LBT)) увидел послесвечение гамма-всплеска, случившееся в семи миллиардах световых лет от Земли.

Этот телескоп не похож на другие астрономические инструменты. Он сооружен на горе Грэхэм (Mount Graham) в Аризоне на высоте около трех километров над уровнем моря.

Прибор состоит из 8,4-метровых зеркал, каждое из которых собрано из отдельных фрагментов наподобие сот, оба зеркала смонтированы на одном основании. По своим возможностям этот инструмент приравнивается к «обычному» телескопу-рефлектору с диаметром зеркала в 23 метра.

Первое из тестовых изображений левым зеркалом сделано в 2005 году, первые научные результаты получены только сейчас. Полномасштабное использование инструмента, обошедшегося в $120 млн, начнется несколько позже.

Но и первый результат порадовал астрономов. В районе недавно зарегистрированного гамма-всплеска GRB 070125 (7 млрд. световых лет от Земли) при помощи LBT удалось заметить появление объекта и в оптическом диапазоне, так называемое оптическое послесвечение – всего 26-й звездной величины.

Столь слабые объекты еще никогда не наблюдались с поверхности Земли. «При этом условия наблюдения не были идеальными, – говорит Питер Гарнавич из аризонского Университета Нотр-Дам (University of Notre Dame), – а значит, мы сможем заглянуть еще глубже».

Как прокомментировал корреспонденту «Газеты.Ru» сотрудник ГАИШ Сергей Попов, природа гамма-всплесков астрономам пока не до конца понятна. Однако 10 лет назад произошло первое сопоставление гамма-всплеска с появлением нового оптического объекта, яркость которого затухала. И учёные поняли, что гамма-всплески – последствия процессов космологического масштаба. Таких, например, как очень мощный взрыв сверхновой.

Тем временем российский ученый сумел открыть послесвечение гамма-всплеска, не выходя из своего рабочего кабинета в Институте космических исследований.

Молодой российский ученый Денис Денисенко обнаружил самое раннее из известных послесвечений гамма-всплеска. Ему удалось найти оптическое соответствие гамма-всплеску 1992 года, зафиксированному спутником «Гранат», на фотопластинках Паломарского обзора неба. Следует отметить, что первое сопоставление гамма-вспышки и оптического всплеска после нее произошло только в 1997 году, десятилетие этого события как раз отмечалось в минувшее воскресенье.

Как рассказал «Газете.Ru» ученый, вероятность того, что обнаруженный им на фотопластинке объект соответствует именно послесвечению, а не другому «случайному» космическому объекту, превышает 90%. Этой «звезды» 17-й величины нет на снимках этой области ни до, ни после 1992 года. Кроме того, уточнение координат гамма-всплеска, по данным межпланетной станции Ulysses, оставляет найденный объект в поле поисков.

О своем открытии Денисенко доложил 2 марта на семинаре в ГАИШ. Теперь астрономам предстоит проверить данные их коллеги.