Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Иран развивает ядерную программу. Три сценария развития ситуации

Иран начал установку шести тысяч новых центрифуг для обогащения урана. С таким заявлением после посещения завода по обогащению урана в Натанзе (центральная провинция Исфаган) выступил иранский президент Махмуд Ахмадинежад, сообщает РИА Новости.

По данным МАГАТЭ, в Натанзе в настоящее время уже функционирует три тысячи центрифуг для обогащения урана. Этого количества, по оценкам агентства, достаточно для начала промышленного производства ядерного топлива.

Власти Ирана неоднократно заявляли, что стране необходимо обладать 50 тыс. центрифуг, чтобы ежегодно обеспечивать свои АЭС ядерным топливом. Строительство первой иранской АЭС "Бушер" на юге Ирана осуществляется при содействии российских специалистов.

США и ряд других стран подозревают, что Иран стремится к разработке атомного оружия. Тегеран эти обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

Израиль - визави Тегерана на Ближнем Востоке неизменно предполагает, что Иран готовится к нападению, и его стратегия строится на подобной оценке.

За любой иранской атакой, предупредил в минувший понедельник министр национальной инфраструктуры Израиля Биньямин Бен-Элизер, последует жестокий израильский ответ.

Тегеран, отметил израильский деятель, прекрасно осведомлен относительно силы Израиля. Несмотря на это, иранцы продолжают "дразнить нас союзами с Сирией и (движением) "Хизбулла", снабжая их оружием - нам предстоит иметь с этим дело".

Тот факт, что уже как несколько лет Ближний Восток балансирует на грани новой войны на этот раз с участием Ирана, дает основание аналитикам и политологам рассматривать возможные сценарии развития событий.

В Париже, как сообщает американский журнал Forbes, только что в свет вышла книга под названием "Иран: выбор оружия". Ее автор - Франсуа Эсбур, которого издание называет одним из ведущих мыслителей настоящего времени. Он - председатель базирующегося в Лондоне Института стратегических исследований и на протяжении долгих лет выступал советником французских президентов, министров обороны и иностранных дел, а также ведущих французских производителей вооружений.

По одному из относительно мирных сценариев, после избрания новый глава Белого дома мадам Хиллари Клинтон встречается с вновь избранным президентом Ирана, затем посещает Тегеран на фоне признания Ирана в качестве уважаемого члена мирового сообщества, как стабильной региональной державы, свободной от ядерного оружия. Благоприятный исход.

Второй сценарий предполагает, что Ирану, в конечном счете, удается вывести на орбиту с помощью своей собственной ракеты-носителя искусственный спутник Земли, доказав, тем самым, что страна обладает средствами доставки боеголовок, и приступает к созданию двух ядерных бомб в 2009 году. Это окончательно разрушает международную структуру нераспространения: Северная Корея возобновляет ядерную программу, Япония поднимает вопрос о своем ядерном статусе, Саудовская Аравия приходит к выводу, что и ей нужна бомба, и покупает с десяток у Пакистана.

Затем в гонку вооружений включаются Египет, Турция, и к 2020 году Ближний Восток представляет собой напичканную ядерным оружием зону и катится к концу света как в битве при Армагеддоне. Иран, как и прежде, находится в условиях международной изоляции.

Тем временем, Тегеран, чтобы доказать, что он все еще хозяин положения в регионе, под прикрытием и с помощью боевиков "Хизбуллы" осуществляет взрыв ядерного устройства малой мощности на пляже израильского порта Хайфа с катастрофическими последствиями.

Согласно третьему сценарию, президент Буш, видя, что Тегеран запускает в дело все новые и новые центрифуги, решается нанести и наносит сокрушительный удар по Ирану в августе 2008 года.

К чему это ведет? Ни к чему хорошему, пишет автор. Дело в том, что Иран без ядерного оружия занимает в Персидском заливе, да и на всем Ближнем Востоке, лидирующие позиции.

Когда же у Тегерана в руках оказывается атомная бомба, эти преимущества и влияние испаряются, поскольку в регионе начинается ядерная гонка: соседи Ирана присоединяются к ядерному клубу и заключают союзы со сверхдержавами. Иран вновь, как и в предыдущем сценарии, оказывается в изоляции в условиях международного бойкота. Что больше всего не нравится иранцам, так это то, что их, как и северокорейцев, воспринимают словно прокаженных, а не как великую нацию.

Какой же напрашивается вывод? Автор настаивает на твердом продолжении политики нераспространения, на необходимости уважительного отношения к Ирану - предлагает вести с ним, как и с Северной Кореей, переговоры, но с позиции силы.

В противном же случае, Запад будет, спотыкаясь, следовать в фарватере курса Соединенных Штатов, буквально истерзанных многочисленными провалами в Ираке, но которым нужно восстановить доверие к себе любой ценой.