Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Смогут ли американцы отключить нашу ГЛОНАСС?
Ученые уверены: наше ядерное и высокоточное оружие не должно зависеть от навигаторов США.В прошлом выпуске еженедельника мы рассказали о том, как создавалась ГЛОНАСС и в каком состоянии сегодня находится наша глобальная навигационная спутниковая система. И выяснили, что сегодня она не готова выполнять стратегические задачи в полном объеме. А если завтра - война? Поможет ли нам космос? Об этом и многом другом мы побеседовали с доктором технических наук Михаилом ПОЛЕЖАЕВЫМ.
Достаточно нажать кнопку...
- В случае конфликта наши условные противники, скажем, США, могут вывести ГЛОНАСС из игры?
- «Задавить» средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) все 24 наших спутника на всех трех орбитах невозможно: нужно покрыть «глушилками» поверхность суши и океанов. Но противник может попробовать сигналами своего передатчика ослабить или исказить сигналы ГЛОНАСС над конкретным и достаточно большим районом боевых действий. Это что касается сухопутных войск и авиации. Противодействовать приему сигналов самолетами нашей дальней авиации, атомными подлодками нереально, ведь большая часть их маршрутов пролегает над океаном или в его глубинах, и предугадать их сложно. Кроме того, сигнал наших КА типа «Ураган» закрыт кодом, похожим на случайный шум. Да и потом, каждый спутник передает его на своей частоте. Это же 24 подвижных источника подавить надо!
- А что вообще дает ГЛОНАСС нашей армии?
- Прежде всего - точность попадания. Простой пример: возьмем баллистическую ракету Р-29РМ, она же РСМ-54 (в девичестве «Синева»), или крылатую ракету Х-555. Их снайперская точность обеспечивается корректировкой траекторий по сигналам спутников ГЛОНАСС. То же самое и с нашим высокоточным оперативным комплексом, и с корректируемыми снарядами ствольной артиллерии. То есть высокоточное оружие без космической навигации просто немыслимо.
Если ГЛОНАСС не заработает в полную силу, то на данный момент в мире высокоточным оружием владеет одна страна - США. У всех остальных, включая Россию, это только видимость. Там, в Колорадо-Спрингс, в подземном командном пункте, достаточно нажать кнопку, и «гражданский» сигнал GPS исчезнет, «умрут» все навигаторы...
- Выходит, что наши стратегические ядерные вооружения, включая высокоточные ракеты, лодки, бомбардировщики, «привязаны» к американской системе GPS? Следовательно, Россия несамостоятельна в обеспечении своей военной безопасности?
- Я же, по-моему, ясно сказал: наша ГЛОНАСС пока - по некоторым позициям только видимость... Пока ГЛОНАСС не заработает круглосуточно в штатном режиме, мы будем очень жестко ограничены в использовании того потенциала, которым обладают последние образцы нашего оружия...
Что может Минобороны?
- Что вы считаете сегодня самой большой проблемой в связке «армия - ГЛОНАСС»?
- Прежде всего - качество космической продукции и сроки ее создания. Роскосмос ссылается на последствия кризиса 90-х годов. Но кризис-то был вполне рукотворный, и имена его создателей известны всем. Говорить о том, что достаточное количество денег, которые сейчас у России появились, решит все проблемы, означает лгать. Нет, желающие оседлать финансовые потоки найдутся, а вот чтобы превратить их в конкретные изделия современного уровня...
Вот смотрите: космическая группировка США - 415 спутников, российская - 96. Из них около 60 - военного назначения. Но две трети спутников из общего числа (96) уже выработали свой ресурс. Вот вам реальный состав группировки и ее возможности.
- А какое количество аппаратуры сегодня нужно Минобороны?
- Из общей потребности Минобороны в навигаторах, оцениваемой в 500 тысяч комплектов, имеется всего 10 тысяч. Еле-еле обеспечили группировку на Северном Кавказе. На большее не хватает отечественных комплектующих. Американские закупать нельзя, да и «закладки» в них могут быть. Дешевые, азиатского производства, ненадежны. То же самое и с комплектующими для спутников.
Пропавшие корабли ищем неделями
- А как насчет качества и стоимости?
- Из-за малой серийности и большей сложности наша аппаратура превосходит в цене зарубежную примерно на 25%. И еще одна печальная правда: пользователи не доверяют работоспособности орбитальной группировки системы ГЛОНАСС и реально используют не аппаратуру ГЛОНАСС/GPS, а аппаратуру GPS/ГЛОНАСС. Приемник GPS бракует плохой сигнал со спутника. Наши приборчики пока так не делают. И, кроме того, «секретят» точность определения координат.
- Может, из-за этого у нас бесследно пропадают суда в море?
- Да, есть несогласованность министерств и ведомств. Не видно общей политики по работе с ГЛОНАСС. Как, впрочем, и с другими системами пространственной ориентации. Например, с аварийными буями международной системы поиска судов, самолетов и отдельных людей, терпящих бедствие «Коспас-Сарсат» (см. схему). В мире количество таких буев подходит к миллиону, ими оснащают не только суда, а и шлюпки. Имеются они и в персональном варианте для туристов, охотников, автопутешественников. А в России - до сих пор экзотика. Не то что у туристов - не на всяком судне имеются. Да что там судно, оснащено только 70% самолетов. Как же, самый простенький извещатель - 90 тысяч рублей, дорого... Вот и разыскиваем исчезнувшие суда, самолеты, вертолеты и автомобили неделями, а то и месяцами!
Сигнал станет на 80% гражданским
- Не так давно первый вице-премьер Сергей Иванов заявил, что в дальнейшем нагрузка на ГЛОНАСС будет на 80% гражданской. Что это значит?
- Власти склоняются к тому, чтобы директивным порядком создать в стране рынок навигационных и картографических услуг. Это значит, что Минтранс, МЧС, всех перевозчиков - космических, морских и воздушных, геодезистов, дорожников - обяжут покупать приемники ГЛОНАСС. Например, как условие получения лицензии. Раз заложено в ФЦП «Космическая навигационная программа», что к 2011 году суммарные доходы в бюджет от навигации сравняются с суммарными бюджетными расходами на программу, значит, так тому и быть. Ведь уже решено, что к этому моменту количество приемников ГЛОНАСС должно достигнуть 7 млн., и порядка 850 тысяч из них будет у государственных пользователей.
- Вы думаете, что американцы будут душиться в очереди за нашими навигаторами?
- Разведчики - обязательно. Среди них есть толковые ребята, понимающие, что коммерческой перспективы наши навигаторы по определению иметь не могут. А как учебное пособие для их спецов по РЭБ они бесценны.
Почем ГЛОНАСС для народа?
- Каковы коммерческие перспективы использования ГЛОНАСС?
- На первый взгляд самые радужные. Прогнозы на 2008 год оценивают объем рынка гражданского оборудования в $22 млрд. Есть мнение, что Россия может рассчитывать на 10 - 15% от него. Но верится в это с большим трудом. И вот почему. Если послушать некоторых ответственных лиц, то выходит, что они собираются продавать сигнал
ГЛОНАСС. Но доступ к навигационной информации свободен, в этом принцип системы. Никто не купит то, что можно получить даром! Такое вот понимание рыночных реалий. Беда еще и в том, что у ГЛОНАСС нет хозяина. Роскосмос лишь координатор. Военные коммерцией не должны заниматься по определению. Получается, что наземный компонент опять никому не нужен.
- А почем ГЛОНАСС для народа?
- Поскольку массового производства навигаторов нет, самая низкая цена у нас - $560. А зарубежные аналоги стоят $100 - 200. То есть наиболее массовый рынок карманных устройств и навигаторов для мобильных телефонов для наших производителей закрыт.
- И кто будет покупателем?
- В первую очередь госструктуры, их потребность оценивается примерно в 700 - 850 тыс. штук. Правительство о них уже позаботилось, выпустив в 2005 году постановление № 365, предписывающее обязательную установку навигационной аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на космический, воздушный и водный транспорт, а также на железнодорожный и автомобильный, занимающийся перевозками пассажиров и опасных грузов. Кроме того, устройствами ГЛОНАСС будут оснащаться геодезические и кадастровые службы, МЧС и силовые ведомства. Все должно быть готово к 2009 году. Правда, в документе нет никаких мер в поддержку важного дела. Только всеобщая озабоченность. Этот регулируемый рынок, по оценке Роспрома, составит не менее $120 млн. в год. Здесь все понятно: из 5000 гражданских самолетов в России только 1200 оснащены навигационной аппаратурой. Причем 92% - приемниками GPS и только 8% - ГЛОНАСС. К сожалению, авиационный сегмент рынка невелик - это в США свыше 180 тысяч гражданских самолетов.
- А на международный рынок мы можем рассчитывать?
- Как вы думаете, отчего европейцы разрабатывают навигационные системы Galileo, а китайцы - Compass? Да оттого, что все опасаются ситуации, когда американцы отключат гражданский сигнал GPS, как уже не раз бывало во время локальных военных конфликтов. А поскольку Россия и США - глобальные антагонисты, то ситуация одновременного отключения ГЛОНАСС и GPS крайне маловероятна. На этих рынках двухсистемным приемникам спрос просто гарантирован. Кроме того, российская система позволит нам уверенно расширять военно-политическое и военно-техническое взаимодействие с другими странами.
- А в чем все-таки причина такого положения?
- Она банальна. В отсутствии личной ответственности. Реализацией федеральной программы ГЛОНАСС руководил межведомственный координационный совет. Но, как известно, советы всех степеней за принимаемые решения ответственности не несут: именно для этого они и создаются. Сама программа декларативна, это набор из 170 нескоординированных НИОКР. Нужна государственная политика, а не выступления по телевизору.
- И как же, по-вашему, ГЛОНАСС довести до ума?
- Если задача восстановления ГЛОНАСС по-прежнему будет решаться в отрыве от массового производства аппаратуры для пользователей, то большие затраты будут, как и раньше, бессмысленными. То, что снята часть режимных ограничений на приобретение и свободное использование высокоточной наземной аппаратуры, - хорошо, но это не все. Необходима господдержка производителей. А производство отечественной аппаратуры не пойдет до тех пор, пока производители не поверят в полное восстановление орбитальной группировки глобальной навигационной системы. Но такое производство необходимо, иначе затраты не окупить.
По данным Министерства торговли США, GPS-приемники используются для решения прикладных задач в следующих соотношениях: авиация - 5%, морской транспорт - 3%, военное применение - 2%. Остальные 90% составляют позиционирование и управление наземным транспортом, личный автотранспорт, производственное применение, геодезия, туризм, охота, контроль передвижения детей, инвалидов и др. Таким образом минобороны США ежегодно возвращает в государственную казну миллиарды долларов, потраченных на разработку GPS. Вот так бы и нам...
СРАВНИМ!
ВОПРОС - РЕБРОМ
Насколько надежны GPS-навигаторы?
- Был недавно в отпуске в Европе. Взял напрокат машину с GPS-навигатором. Это такая удобная штука! Он показывает все шоссе и даже небольшие проселочные дороги. Сам прокладывает оптимальный курс, подсказывает, где повернуть... Короче, решил купить себе такой же.
А тут вдруг читаю в «Комсомолке» заметку «Наша ГЛОНАСС слепа на один глаз». Там говорят, что американцы могут отключить «гражданский» сигнал со своих спутников. Как тогда поведет себя GPS-навигатор?
Виктор Мельников. Москва.
- Тут могут быть разные варианты. Например, вы купили импортное авто с встроенным навигатором. Естественно, GPS. Примите поздравления! И езжайте в Европу, обе Америки, кое-куда в Азию и Африку. Вы сможете с его помощью находить заправки, мотели, кафе и узнавать массу полезных вещей о том, что пролетает за окном. Но то, что за окном, должно быть американским, немецким, французским - однако не русским. Здесь - только Москва, Подмосковье и основные трассы европейской части страны. Причем вам еще придется поискать такую карточку, на которую все это «закачано», и самостоятельно загрузить данные в навигатор.
При этом, если сигнал GPS пропадет, то и навигатор вам ничем не поможет. В России вы еще сможете опустить стекло и спросить дорогу. А за границей вы зачастую даже не сможете понять, куда вас послали.
Поэтому, если вы собрались покупать навигатор для автомобиля, лучше брать версию ГЛОНАСС-GPS. Эта версия позволяет использовать два сигнала с двух разных спутников. И если сигнал GPS вдруг пропадет, ГЛОНАСС всегда поможет вам найти кратчайшую дорогу.