Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Природа зла: в экспериментах и в жизни

Социальная обусловленность феноменов массового проявления зла постепенно становится все более зримой.

Были ли сотни тысяч немцев во времена Третьего Рейха психопатами и садистами? Нет, утверждают психологи. Потенциал стать злодеем и преступником кроется почти в каждом – и многочисленные эксперименты доказывают это.

Для того, чтобы превратить совершенно нормальных американцев в палачей, была нужна простая фраза: «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали», - говорил руководитель исследования, и испытуемые снова жали на кнопку. Если участник опять хотел прекратить, ему говорили: «Совершенно необходимо, чтобы вы продолжали».

И большинство продолжало, пишет Spiegel. Даже когда после очередного нажатия кнопки, которое давало новую дозу электрошока “школьникам” в соседней комнате, жертвы кричали от боли.

На самом деле никакого электрошока не было, жертвы лишь очень реалистично изображали страдания. Эксперимент, который в 1961 году провел американский социопсихолог Стэнли Милгрэм (Stanley Milgram), перевернул все представления человечества о том, кем были палачи Холокоста.

Это были психопаты, садисты, раздираемые ненавистью и яростью люди – так полагала общественность. Дискуссия о том, какова была мотивация убийц, длится до сих пор, хотя психологи убеждены, что механизм превращения обычного человека в злодея им уже давно и достаточно хорошо известен.

Милгрэм проводил свой эксперимент в то самое время, когда в Иерусалиме шел процесс над Адольфом Эйхманом, оберштурмбанфюрером СС, ответственным за уничтожение миллионов людей. Милгрэм задался вопросом, что превращает людей вроде Эйхмана в массовых убийц: «Может ли быть так, что они просто выполняли приказы?».

Его эксперименты и сегодня служат доказательством того, что приказы, исходящие от непререкаемого авторитета, могут завести людей очень далеко.

Милгрэм и его коллеги регистрировали у большинства участников «необычайное нервное возбуждение», отмечали «повышенное потоотделение, дрожь и заикание», у многих также «нервный смех» и даже «неконтролируемые приступы истерического смеха». Но 26 из 40 испытуемых продолжали снова и снова нажимать на кнопку.

Сегодня психологи пришли к единому убеждению, что совершенно нормальные люди в тоталитарных странах или в условиях войны становятся жестокими убийцами. Для этого не нужно ни антисоциального расстройства личности, ни склонности к садизму. Давление сверху и стрессовая ситуация может сделать из большинства людей безжалостных мучителей.

Знаменитым примером того, какие результаты дает неконтролируемая власть в сочетании с полным подчинением, служит эксперимент «Стэнфордская тюрьма» (Stanford Prison Experiment), проведенный в 1971 году американским психологом Филипом Зимбардо (Philip Zimbardo). 24 добровольца были разделены на заключенных и тюремщиков.

Заключенные должны были носить больничные пижамы и цепи на ногах, откликаться не на имя, а на номер, и подчиняться тюремщикам. Для последних четко выработанных правил не было, они сами придумывали методы давления на заключенных. Так, в качестве наказания у них отбирали матрасы, запирали в темном «карцере».

В течение эксперимента методы тюремщиков становились все более жестокими: ночью они врывались в комнаты «заключенных», раздевали их догола, заставляли имитировать половые акты друг с другом…

Кошмар повторился три десятилетия спустя в печально знаменитой иракской тюрьме Абу-Грейб – американские тюремщики оказались способны на многое.

Зимбардо прекратил рассчитанный на две недели эксперимент через 6 дней, потому что ситуация вышла из-под контроля. 30 лет спустя этот случай лег в основу сценария фильма «Эксперимент» немецкого режиссера Оливера Хиршбигеля.

«Эксперимент», проводимый в Ираке, еще продолжается.

К сходным результатам пришла социопсихолог из США Сьюзан Фиске (Susan Fiske) из университета Принстона, проанализировав выводы 25 тыс. исследований данного направления. «Совершенно нормальные люди, - указала она в 2004 году в журнале Science. – могут стать палачами, когда жесткая иерархия и попустительство начальства выключают в их психике механизмы, препятствующие подобному поведению».

В своем открытом письме членам общества социальной психологии Зимбардо написал: «Эти обстоятельства подобны кислоте, которая разъедает личность и превращает огромное количество хороших людей, как мужчин, так и женщин, в людей, творящих зло».

Как справиться с ситуацией нарастания объемов социально обусловленного зла, все чаще проявляющегося в современном обществе - пока неясно.