Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




ФНС разрабатывает суперпрограмму для сбора информации

Федеральная налоговая служба (ФНС) объявила конкурс на разработку программного обеспечения, предназначенного для сбора и анализа данных, поступающих от внешних источников. С помощью новой базы налоговики планируют повысить эффективность проверок и дисциплинированность налогоплательщиков.

Основой новой системы данных, как пишет ФНС в пресс-релизе, должно стать, во-первых, накопление сведений, получаемых из внешних источников, с возможностью уточнения, замены или аннулирования ранее переданной информации. Система будет также анализировать сведения, получаемые из внешних источников, для выявления фактов и признаков недобросовестности налогоплательщиков. Программное обеспечение будет рассчитано также на ведение профиля налогоплательщика, куда будут заноситься все данные о его налоговом "поведении". Письма о заинтересованности организаторы конкурса будут принимать до 25 октября, а на выполнение контракта отводится пять с половиной месяцев. Поэтому не исключено, что уже весной 2008 года новая информационная база появится в распоряжении фискалов, - пишет газета "Время новостей".

Как официально заявили в ФНС сразу после назначения весной нынешнего года на пост главы ведомства Михаила Мокрецова, "отрабатывается модель контроля, в которой объектом контроля является не налог, а налогоплательщик - физическое лицо". Контроль за уплатой налогов физическими лицами был переведен в ведение специального управления, и ведомство начало работу над единым федеральным информационным ресурсом сведений о доходах физических лиц. Новый ресурс подразумевает использование в том числе сведений, полученных от третьих источников, то есть других ведомств, банков и контрагентов налогоплательщика.

Сама идея не нова. Еще при министре Геннадии Букаеве налоговики в 2003 году заявляли об использовании информации из внешних источников при введении нового принципа проверок: соответствия расходов предприятия их доходам при расчете налога на прибыль. Как поясняли чиновники, чтобы произвести определенный продукт, нужно затратить определенное количество ресурсов. Нормативы же расходов по всем отраслям известны, и если прослеживалось явное несоответствие данных, налогоплательщика просили обосновать свои расходы. Опрошены на соответствие расходов доходам могли быть контрагенты предприятия, в качестве сведений из внешних источников использовалась информация из таможенных органов, МВД, ГИБДД.

В 2004 году, еще до структурной реформы правительства, фискалы подтвердили, что впредь намерены особенно внимательно относиться к информации из внешних источников: Минимущества, Минприроды, Минэнерго, Минтранса, Пенсионного фонда, внебюджетных фондов, финансовой разведки, от пограничников и таможенников. Как говорили тогда в Министерстве налогов и сборов, "не крупные и не крупнейшие налогоплательщики в основном создают нам проблемы, проблемы создают рядовые налогоплательщики", - и приступили к созданию общефедерального ресурса по банковским счетам.

Следующие два года налоговики активно собирали информацию в самые разнообразные базы данных: активизировали работу над единым реестром налогоплательщиков, открыли для доступа налогоплательщиков постоянно обновляемые реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, начали создавать собственную базу недействительных паспортов, чтобы выявлять попытки регистрации фирм-однодневок.

Граждане склонны сильно недооценивать осведомленность налоговиков. По информации от источников в ФНС, в ведомстве ведется и специальная база данных "для служебного пользования", доступ к которой сотрудники могут получить только по специальному разрешению.

Некоторое время налоговики отрицали существование "микродосье" на налогоплательщиков и всевозможных черных списков: адресов массовой регистрации, номинальных директоров, фирм-однодневок, неплательщиков НДС. Однако затем их наличие отдельные чиновники ведомства подтвердили, оговариваясь, что базы данных создаются не для исполнения карательных функций, а для аналитической работы. И ни в коем случае не могут быть использованы в качестве доказательных материалов в ходе судебных процессов.

Аналитики довольно настороженно относятся к перспективе появления новой налоговой информационной системы. Создание подобных систем подтверждает, что силовая составляющая деятельности налоговых органов неуклонно усиливается. К тому же никто не может гарантировать, что информация из этой системы не появится в нелегальной продаже, как в свое время появлялись базы Центробанка, ГИБДД, таможни, МГТС, а сегодня базы данных компаний сотовой связи.