Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Как делают науку в Японии

В Японии есть разные типы научных институтов. Во-первых, как в большинстве стран мира, наука в Японии делается в университетах. В крупных университетах существуют научные лаборатории, которые получают грантовое финансирование и за счет грантов способны проводить исследования. У этих лабораторий также есть доступ к студентам, а основные сотрудники этих лабораторий являются преподавателями.

В таких лабораториях японские студенты проводят исследования так же, как их коллеги в Европе и США.

Второй тип научных организаций это R&D (отделы Research and Development) частных компаний. Например, крупные японские корпорации, которые мы знаем по автомобилям или бытовой технике - Honda, Toyota, Mitsubishi, Hitachi и т.д. - занимаются производством широчайшего спектра продукции, начиная от чайников и заканчивая самолетами. Для создания новых технологий и продуктов они также проводят научные исследования. Например, Honda занимается разработкой нового поколения гуманоидных роботов и проводит исследования по созданию мозг-подобных компьютеров.

Это в большей степени прикладные исследования?

В корпорациях, конечно, наука прикладная, но и она требует развития фундаментальных исследований. Решается это двумя путями: корпорации либо прямо финансируют имеющиеся научные лаборатории, либо выделяют специальные гранты на конкурсной основе ученым, работающим в университетах или независимых научных организациях.

Я работаю в подобной независимой научной организации. Это организация называется РИКЕН (http://www.riken.jp/ от японского Рикагаку Кенкюшо - Институт Физико-химических Исследований) и состоит из 18 научных институтов и центров, расположенных нескольких кампусах. Получается своего рода мини-академия наук. РИКЕН практически полностью финансируется государством, и имеет бюджет в 89 миллиардов йен (20 миллиардов рублей). В составе РИКЕНа есть Институт Мозга, где и расположена моя лаборатория.

РИКЕН не единственный такой центр в Японии, есть Национальные Исследовательские Институты Оказаки, Институт Науки и Технологий на Окинаве . К слову сказать, подобные организации есть и в США (National Institutes of Health), Германии (Max-Plank Institutes) и Великобритании (Medical Research Council Centers). Они получают большие инвестиции от государства, работая в рамках национальных программ, и от частных фондов.

Наш Институт Мозга был создан в структуре РИКЕН десять лет назад, в соответствии с правительственным планом "Распределенные мега-науки" ("Distributed mega-science"), в которые входили естественные науки, включая науку о мозге. Нечто подобное у нас в России сейчас происходит с нанотехнологиями.

Институт Мозга был основан в октябре 1997 года и с тех пор получал очень хорошее финансирование. Для организации лабораторий были приглашены ведущие мировые эксперты. Постепенно институт разросся, сейчас в нем 51 лаборатория и бюджет 9 миллиардов йен (2 миллиарда рублей) в год, что довольно много даже для Японии. Чтобы активнее интегрироваться в международную систему, с самого начала было принято решение всю научную документацию вести на английском языке и стремиться к тому, чтобы не менее 20% сотрудников были из-за границы.

Они находятся рядом с университетами?

Нет, исторически система РИКЕНа развивалась независимо от университетской. Исходно в Институте Мозга РИКЕН так же не было образовательных программ. Это значит, что сотрудники лабораторий должны были быть постдоками, иметь научную степень PhD, соответствующую нашей кандидатской степени. Официально приглашать работать студентов или аспирантов руководители лабораторий не могли. Таким образом, обязанности были разделены - университеты занимаются образованием и делают науку на гранты, а Институт Мозга РИКЕН получает хорошее базовое финансирование исключительно для научных исследований. Сейчас делаются попытки исправить положение, наладив сотрудничество между нашим институтом и ведущими университетами.

Это иностранные университеты?

Есть и японские, и иностранные. Поскольку Институт Мозга РИКЕН - один из лучших в мире в своей области, то и соглашения подписываются с лучшими университетами мира. У нас есть соглашения с Гарвардом, Университетским Колледжем Лондона, с Массачусетским Институтом Технологий, Калифорнийским Университетом, Каролинска Институтом и т.д. Кстати, в России договор о намерениях был подписан только с Нижегородским университетом и Институтом прикладной физики РАН.

Т.е. поставлена цель получить первоклассные научные результаты вне зависимости от того, будут ли их авторы японцами?

Совершенно верно. У заведующих лабораториями появилась возможность брать к себе студентов-аспирантов для научной работы, по результатам которой они получают степени у себя в вузах. У меня в лаборатории сейчас три аспиранта: один из Нижегородского университета, два - из Университетского Колледжа Лондона. Таким образом, прежде чем начать работу в моей лаборатории будущие аспиранты должны выбирать университет, в котором они официально получат научную степень.

Идея института также проводить исследования в широком диапазоне нейронаук. Отделы института сгруппированы по темам, которых четыре: Понимание мозга, Защитита мозга, Создание мозг, Развитие мозга. В первом случае исследования посвящены базовым механизмам функционирования мозга, во втором исследованиям заболеваний мозга, в третьем созданию мозг-подобных моделей и устройств, наконец, в четвертом развитию мозга с возрастом.

Недавно институт посетила делегация администрации Нижегородской области, и мне показалось, что они были заинтересованы тем, что мы делаем. Было бы здорово, если бы экскурсия воодушевила наших промышленников поддержать создание подобного института в Нижнем Новгороде.

Как в РИКЕН осуществляется подбор ученых, например, глав лабораторий?

Отбор ведется на конкурсной основе. Есть определенная система, она достаточно определяется институтским правилами. Сам конкурс для руководителей новых лабораторий проводится следующим образом: выбирается направление, которое необходимо развивать в институте. Далее составляется объявление, которое печатается в ведущих научных журналах, в электронных СМИ, на web-сайте института и т.д. Указывается срок, в который заинтересованные люди могут подать заявление.

Однажды такое объявление увидел и я. В это время я работал старшим научным сотрудником в Институте Нейрологии Университетского Колледжа Лондона. Я решил поучаствовать в конкурсе. Как правило, на одну позицию приходит несколько десятков заявлений. После предварительного отбора список этот сокращается. Каждого кандидата рассматривают по объективным критериям: у человека должны быть хорошие публикации, определенная научная степень, опыт. Кандидату необходимо представить план исследований, список необходимого оборудования.

После отбора оставшиеся кандидаты приглашаются на интервью - они должны приехать в Японию и рассказать о своей работе в форме публичной лекции. Потом каждый проходит собеседование с «поисковым комитетом», который состоит из заведующих лабораториями и отделами института. Члены поискового комитета пытаются понять насколько тот или иной кандидат подходит для предлагаемой позиции. Таким образом, собеседование является ключевым моментом, в ходе которого отбирается только один претендент или выносится решение продолжать конкурс.

В состав комитета входят иностранные ученые?

Нет, отбор новых заведующих лабораториями проводится самим институтом. Иностранные эксперты появляются потом, на этапе оценки работы лаборатории в последующем.