Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




WAP: большие деньги маленьких сайтов

На первый взгляд, WAP-сайты – малоосвоенное поле для инвестиций, однако это связано не столько с отсутствием потенциала, сколько с недостатком исследований аудитории и мобильного Интернета в целом. Бизнес в сфере WAP делается, хотя особенности технологии, интерфейса и поведения пользователей накладывают ограничения на его форматы. Впрочем, и это меняется с развитием технологий.

Деловой WAPros Всплеск роста WAP-аудитории обозначился в 2003 году, когда стандарт WAP 2.0 прочно занял место под солнцем. Производители телефонов к этому времени оснастили соответствующими браузерами свои модели, а вап-сайты приобрели цвета, графику, картинки и стали похожи на мини-копии привычных веб-сайтов.

Рост WAP-сегмента продолжается и сегодня. Он обусловлен активностью наиболее агрессивных участников рынка: контент-провайдеров. Также всячески стимулируют мобильную активность пользователей операторы. Их сайты, предлагают дешевый или вообще бесплатный контент, при использовании которого, все таки приходится заплатить за трафик.

Создавать корпоративный или представительский WAP-сайт или обычно нет смысла. WAP ориентирован на контент и сервисы. «Для компании в создании WAP сайта особого смысла я не вижу, – говорит Виталий Корбут, руководитель баннерной WAP-сети «Армоби» (Armobi.com.ua), единственной в Украине. – Есть интерес в сервисах. Недавно мобильные операторы начали делиться трафиком с сервис-провайдерами. Я думаю, это послужит толчком к развитию новых сервисов в WAP, к общему качественному росту сегмента». Совсем другой подход наблюдается, когда WAP-сайт изначально создается, как самостоятельный проект с бизнес-моделью. Здесь может быть несколько вариантов для извлечения прибыли.

WAP-отростки крупных сайтов Создание wap-версии тематического ресурса, как правило, преследует несколько причин: расширение аудитории, формированием еще одного канала коммуникации с посетителями, лояльность посетителей, освоение новой бизнес-модели.

«В начале этого года в Санкт-Петербурге проходила конференция контент-провайдеров, – рассказывает Вячеслав Крючин, администратор туристического проекта Travel.org.ua, – на которой были приведены довольно интересные статистические данные: более 60% посетителей вап-сайтов не имеют доступа к Интернету через компьютер. Это статистика достоверна для России и Украины. Поэтому, создавая вап-сайт, мы предоставили доступ к нашей информации пользователям, которые не могут получить ее иным способом, и так как количество вап-сайтов довольно ограничено, мы получили большое преимущество».

По оценкам агентства iKS-Consulting, в декабре 2006 года WAP-ресурсами хотя бы единожды воспользовалось 6,8 миллионов абонентов сотовой связи, или около 14% всей абонентской базы Украины. Очевидно, что у WAP довольно большая аудитория. Эксперты сходятся, что привлекать ее на основной сайт, создавая WAP-версию – целесообразно. «Относительно посещаемости нашего вап-сайта, то по косвенным признакам я могу предположить, что речь идет о 10%-15% от общего трафика, – говорит Константин Леонтьев, руководитель финансового портала Finance.ua. – Мы не рассматриваем вап-сайт как отдельный проект. В нашем понимании – это просто дополнительный способ получения информации, равно, как email-рассылки, SMS-запросы или RSS-потоки».

Руководитель веб-отдела телеканала «Интер» Константин Лемеш также говорит о преимуществах WAP-версии сайта как дополнительного канала коммуникации: «Для новостного ресурса наличие вап-версии – это, однозначно, плюс, хотя бы с точки зрения имиджа и лояльности к своим пользователям. Тем более, что какие-либо затраты на ее наполнение, при использовании правильного технического решения, отсутствуют. При этом, в момент создания вап-версии Podrobnosti.ua (это было более пяти лет назад), не шла речь о получении коммерческой выгоды, поскольку в то время даже основная версия сайта не претендовала на доходность».

Расплата за контент Продажа мобильного контента – самый распространенный вид «мобильного бизнеса». Рингтоны, картинки, видео, игры – в этой индустрии крутятся немалые деньги. Производители контента и контент-провайдеры с помощью партнерских программ плодят тысячи крупных и мелких WAP-проектов, созданных специально для распространения мобильного контента.

Контент – один из основных интересов мобильной аудитории. Создав сайт и разместив соответствующие коды от провайдера, «вап-мастер» просто следит за своим кошельком, куда, по идее, должны капать партнерские отчисления. Подобные программы автоматизированы – ничего не нужно верстать и программировать. Достаточно обеспечить своему проекту рекламную поддержку. Но простота входа на этот рынок оборачивается высокой конкуренцией. Таких предпринимателей в WAP – пруд пруди, поэтому пристойные деньги зарабатывают немногие. Остальные максимум окупают хостинг и моральные издержки.

«На сегодняшний день самые актуальные бизнес-модели WAP-сайтов – это продажа медиа-контента и различные сервисы обмена информацией с выкупом трафика оператором», – считает Антон Рублевский, директор Creative-Media Group.
По оценкам iKS-Consulting, из общей численности WAP-сайтов, используемых отечественными абонентами, лишь около 3% – украинские. Это говорит о неосвоенности рынка и его потенциале. В десятке наиболее популярных среди украинцев WAP-сайтов нет ни одного отечественного ресурса. А анализ посещаемости свидетельствует, что лидирующие темы – мобильный контент и эротика. Виталий Корбут отмечает, что более 70% участников баннерной сети «Армоби» – это сайты категории «18+». Всего в системе «Армоби» около 7 тысяч ресурсов, их которых активных – около 3-4 тысяч. Также среди пользователей WAP популярны чаты и сервисы знакомств. В общем, аудитория весьма специфична, что необходимо учитывать, прогнозируя посещаемость WAP-проекта и выбирая контент и сервисы для его наполнения.