Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Лунный свет выключит уличные фонари
Вздохи на скамейке и гулянья при луне давно остались лишь в стихах. Ну, может, где-то за городом и можно надеяться на романтическую ночную обстановку, а в мегаполисе настоящего притяжения лунного света не почувствуешь, как и не увидишь света тысяч звёд – мешает уличное освещение. Может, стоит его убрать?
Группа дизайнеров "Гражданские сумерки" (Civil Twilight) из Сан-Франциско задалась вопросом: "Что получится, если уличные фонари смогут реагировать на изменения в лунном свете, меняя свою яркость по мере того, как меняются фазы Луны?"
Мысль о плавном регулировании яркости городских фонарей в зависимости от освещения природного, сама по себе, не нова. В примитивном виде — это более раннее или более позднее включение/выключение освещения в зависимости от времени года.
Куда интереснее, если система гибкая и позволяет оперативно менять яркость фонарей в неких пределах, по мере того как меняется яркость неба или в зависимости от каких-то иных условий (можно вспомнить, скажем, это новшество).
Но авторы проекта "Лунно-резонансное уличное освещение" (Lunar-resonant streetlights) довели эту идею до совершенства.
Ясными ночами, когда над городом стоит полная Луна, уличные фонари можно было бы выключать полностью, рассуждают калифорнийские дизайнеры.
А отсюда один шаг к главной мысли проекта: автоматика должна плавно менять яркость фонарей синхронно с лунными фазами.
Схема, которую они придумали, в общем-то, проста, но она могла бы сэкономить от 80% до 95% энергии, необходимой для уличного освещения. А на обычные городские фонари уходит почти 40% электричества, расходуемого на освещение в Штатах, сообщают авторы системы.
Разумеется, чтобы гарантировать более-менее нормальное освещение улиц, Lunar-resonant streetlights должно реагировать не только на фазы Луны (и также – сдвигающееся время её восхода каждую ночь), но и на изменение погоды. Облачность (а значит, и снижение освещённости) вызывала бы локальный рост яркости фонарей, и эти сиюминутные колебания накладывались бы на общий "лунный" график работы системы.
Устройство такого освещения представляется Civil Twilight следующим. Фонари на улицах должны быть оснащены множеством ярких белых светодиодов, вместо обычных ламп (только это уже сэкономит толику энергии).
Внутри фонаря должна разместиться простая схема, регулирующая его яркость в зависимости от лунного календаря, а также с "оглядкой" на естественную освещённость улиц, для чего в верхней части корпуса должен стоять очень чувствительный фотодатчик, обращённый к небу.
Интересно, что внедрение Lunar-resonant streetlights в городах сделает их более похожими на сельские районы. Ночью при полной Луне здесь возникнет непривычная для горожан, в чём-то романтическая атмосфера, с глубокими тенями и залитыми лунным светом открытыми пространствами.Тут пора познакомиться с авторами "лунного резонанса". Это Антон Уиллис (Anton Willis, главный инициатор всей затеи), Кейт Лидон (Kate Lydon) и Кристина Сили (Christina Seely).
Уиллис вырос в маленьком городке в калифорнийском округе Мендосино (Mendocino County). Звёзды на небе и лунный свет там были частью повседневной жизни. Став старше, Антон решил хотя бы отчасти вернуть Луне то воздействие на общественную жизнь, которое она имела до изобретения электрического света.
Лидон и Сили, коллеги Антона по Civil Twilight, росли в Беркли (Berkeley), городе также зелёном и "растворённом" в природе. "Вы не можете вырасти здесь без понимания земли, воды и света из-за потрясающей красоты залива и заката, — говорит Сили, — вы будете всегда связаны ритмами природы даже в большом городе".
Вот друзья и решили, что горожанам, чтобы быть чуть ближе к природе, просто необходимо видеть звёзды. Ведь ночью в мегаполисе, залитом светом, вы в лучшем случае увидите лишь несколько самых ярких звёзд. Да и не только глубокой ночью новая система могла бы добавить горожанам впечатлений. Утренняя и вечерняя заря также очень красивы.
Кстати, название группы дизайнеров говорящее: "Гражданские сумерки" — это период, когда Солнце находится под горизонтом под углом меньше 6 градусов. В городе едва ли можно почувствовать их прелесть, особенно вечером. На фоне загодя включённого (или ещё не выключенного) освещения улиц мягкий свет неба после заката (или перед восходом) теряется и выглядит не так, как в деревне. Те, кто провожал Солнце (или встречал его) далеко от мегаполиса, вспомнят очарование этого момента. Почему бы не перенести его в город?
Да, конечно, едва ли кто-то захочет погасить также и рекламные щиты, которых в городе полным-полно. Никто в здравом уме не станет выключать и освещение в тоннелях. И горящие окна домов внесут свою лепту в "световое загрязнение" города. И всё же, "умные" и "предусмотрительные" фонари могли бы придать мегаполису чуть больше романтики, заодно экономя прорву электричества.
Безопасность в разных смыслах также остаётся спорным моментом всей затеи. Любой автомобилист скажет, что гнать авто куда надёжнее под ярким уличным освещением, нежели при свете фар. Что до преступности, тут вопрос открытый. Кажется, сегодня грабители, нападающие исключительно там, где темно, – остались лишь в кино и книгах.
Но при всех спорных моментах идея Lunar-resonant streetlights заслуживает внимания. Во всяком случае там, где значительную часть года небо ясное и можно получить наибольшую выгоду от света Луны. Неудивительно, что в нынешнем году проект Уиллиса, Лидон и Сили победил в конкурсе Metropolis Next Generation, темой которого (она меняется год от года) было "Энергия, её экономия, альтернативные виды источников".
Луна, чем не альтернатива?