Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Скоро бумажные авиабилеты в России полностью исчезнут
Сегодня было объявлено о создании платежной платформы для реализации авиабилетов через интернет E-Avia, с помощью которой авиакомпании смогут осуществить переход на электронный формат авиабилетов. Отход от бумаги к падению цен на билеты вряд ли приведет, однако на качестве услуг и пассажиропотоке отразится однозначно — и то, и другое, по словам аналитиков, должно вырасти.С мая 2008 года в соответствии с резолюцией Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) электронная форма билета должна стать единственной в большинстве государств мира. Для России это означает следующее. По требованиям IATA наша страна должна окончательно перейти на электронный билет без использования бумажного носителя уже к концу нынешнего года. В противном случае членство нашей страны в этой организации почти наверняка окажется под вопросом.
Напомним, что в ведущих авиационных странах переход к электронному авиабилету в последние 2—3 года уже практически состоялся. По данным IATA, в 2005 году доля электронных авиабилетов, продаваемых через основную систему взаиморасчетов BSP, составляла приблизительно 40%, в 2006 году она достигла 70%, к 1 июля 2007 года – 84%. Согласно прогнозу, к 1 января 2008 года удельный вес электронных авиабилетов среди всех продаваемых авиабилетов составит 92%.
Однако Россия в области продаж электронных авиабилетов пока находится на одном из последних мест в мире. «В сфере продаж электронных авиабилетов мы сейчас позади планеты всей, в том числе и Африки», — отметил вице-президент компании СhronoPay Игорь Зворыкин. Вместе с тем формально электронный билет был введен в действие еще в январе 2007 года министром транспорта Игорем Левитиным. «Он был полностью согласован с Минюстом и Минфином, однако дальше этого дело не пошло», — говорит Зворыкин. Причина – авиакомпании столкнулись с множеством трудностей на пути к электронизации. Основная проблема – это отсутствие адекватных онлайн-платежных решений. Вместе с тем невнедрение электронных билетов к маю 2008 года, когда электронная форма билета должна стать единственной, может привести к убыткам российских авиакомпаний.
С отсталостью нашей страны в этом вопросе соглашаются и представители туриндустрии. По словам президента РСТ (Российского союза туриндустрии) Сергея Шпилько, Россия катастрофически отстает в плане электронной торговли. «Электронные авиабилеты станут первой ступенькой к переходу на электронную реализацию туристических услуг, гостиничных услуг, электронных страховых полисов». По словам Шпилько, некоторые представители турбизнеса с опаской относятся к электронизации (боясь потерять комиссию, которую обычно зарабатывают агентства), однако препятствовать нововведению деструктивно.
Ситуация, по словам разработчиков системы, может измениться с вводом в строй системы реализации билетов через интернет. Одну из них — E-Avia — представила сегодня компания ChronoPay. E-Avia позволяет авиакомпаниям принимать в интернете платежи за электронные авиабилеты посредством банковских карт и электронных денег. Осуществлять платежи можно в 158 видах валют мира и принимать все виды основных банковских карт. Система безопасности имеет свыше 200 фильтров контроля для каждой финансовой транзакции, в результате которой блокируется основная масса типовых мошеннических действий. Как отметил генеральный директор Ассоциации агентств воздушного транспорта Юрий Шабунин, туристические агентства и туристические операторы уже сейчас могут самостоятельно активно продавать электронные авиабилеты. Для этого им достаточно всего лишь подключить собственные сайты к системе E-Avia.
Вместе с тем Зворыкин уклончиво ответил на вопрос, с какими российскими авиакомпаниями у СhronoPay заключены договоры на предоставление услуг продаж электронных билетов. По его словам, это связано с тем, что пока с авиакомпаниями проводятся переговоры. Как уточнил со своей стороны генеральный директор СhronoPay Павел Врублевский, «это российские авиакомпании, входящие в «топ-10», и с тремя из них переговоры находятся на финальной стадии».
Какие риски могут возникнуть при отказе от бумажных билетов? По словам эксперта Центра инвестиций в высокие технологии ИК «Финам» Дмитрия Белова, существенных рисков при переходе на электронные билеты быть не должно — переход давно отработан на Западе, соответственно, Россия может избежать многих ошибок. «Другое дело, что в нашей стране придется слишком многое менять — вплоть до изменения системы учета и отчетности (командировки и т. д.) на предприятиях. Кроме того, активное использование интернета предполагает его высокое проникновение, развитие электронных платежных систем, а нашей стране до этого пока далеко», — говорит аналитик.
Впрочем, добавляет Белов, от активного использования электронных билетов выигрывают почти все. Прежде всего за счет сокращения издержек и упрощения покупки билетов. «На потребителе это отразится не так скоро, так как сначала компании будут окупать вложения в соответствующие системы продаж, но в перспективе это позволит сократить цены». В свою очередь для авиакомпаний гораздо более выгодно продавать электронные билеты, чем бумажные, так как это позволяет быстро и гибко варьировать тарифы и заметно уменьшает расходы на операционную деятельность. К тому же внедрение электронного билета позволит активно интегрироваться в международную систему электронной коммерции.
По словам других аналитиков, помимо очевидных плюсов удобства и сокращения издержек добавляется еще целый ряд положительных моментов — упрощается финансовая отчетность, быстрее проходит регистрация, ускоряется посадка на рейс, у авиакомпаний появляется большая свобода маневра, отсюда может произойти рост пассажиропотока. «Рост качества обслуживания и рост пассажиропотока – вот два основных момента, которые должны последовать от этого перехода. А вот на цене билета перемены, скорее всего, никак не скажутся – обычно экономия от перехода составляет 2 доллара на билете».
Сами авиакомпании давно ждут переформатирования. Например, в «Аэрофлоте» освоение электронной коммерции началось почти два года назад. В 2005 году компания стала работать на универсальном программном обеспечении Sabre, которое поддерживает все функции, необходимые для реализации и внедрения электронного билета. «Все технологические особенности Sabre в полном объеме нами успешно протестированы, система полностью готова к работе с электронным билетом, — рассказал директор департамента информационных технологий авиакомпании «Аэрофлот» Сергей Кирюшин «Эксперту Online» в марте этого года. — Несмотря на усеченный вид, электронный билет существует уже сегодня. Он утвержден Министерством транспорта, и «Аэрофлот» начал его продажи с соблюдением тех требований, которые налагает закон».
А в сентябре этого года первый российский дискаунтер «Скай экспресс» запустил систему бронирования и продажи билетов через интернет, благодаря которой сможет экономить 10—15% операционных затрат. По словам представителей компании, сейчас напрямую в «Скай экспресс» билеты бронирует около 65% всех пассажиров и примерно половина из них делает это через интернет. В результате «Скай экспресс» тратит меньше на содержание персонала и оплату услуг сторонних агентов.