Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Слизь помнит, как её учили
Простейшие грибки могут учиться и вспоминать заученные действия. Память их недолгая, не более нескольких часов. Тем не менее, обнаружение памяти у одноклеточного пусть и очень большого организма поразительна.
Японские учёные под руководством Тэтсу Саигусы и Тосиюки Накагаки из Университета Хоккайдо изучали невероятно популярный в последнее время у «технарей» многоядерный слизистый миксомицет Physarum polycephalum. По сути, этот плазмодий огромная клетка с множеством длинных запутанных между собой отростков, размеры которой могут превышать один метр.
Эта разновидность плесени живёт в тёмных местах, как единый организм, разрастаясь и двигаясь в поисках пищи различных микроорганизмов. Ранее уже было показано, что это существо способно самостоятельно «изобретать» нетривиальные стратегии преодоления лабиринтов. Его также использовали для создания «гибридной» микросхемы, в которой часть функций выполняет живой организм.
Наличие множества ядер, плавающих в общей цитоплазме, позволяет делить эту грибницу, выращивая из неё новые «суперклетки». Именно это и сделали японцы. Сначала они вырастили в темноте могучий родительский организм в наполненном овсянкой корыте размером 25 на 35 сантиметров. Один из крупных отростков, превратившийся в подвижную половую клетку – миксамёбу, после этого был отсечён от родителя и пересажен на узкую, шириной всего 5 мм линейку, которая подсвечивалась инфракрасным излучением, которого, в отличие от видимого света, слизь не боится.
Отросток, который японцы в опубликованной в Physical Review Letters работе называют не иначе как амёбой, продолжил движение в том же направлении, в котором развивался, будучи частью родительского организма. ПЗС- (CCD-) камера каждые десять минут делала замеры положения переднего края амёбы, измеряя таким образом скорость её передвижения.
Скорость эта зависит от температуры, влажности и освещённости. Условия, которые выбрали японцы, были для неё почти идеальными темнота, влажность 90% и температура +26 градусов по шкале Цельсия, и амёба двигалась со скоростью около 1,2 мм в час. При уменьшении влажности и температуры скорость роста падает, и именно эту реакцию Накагаки и его коллеги использовали, чтобы послать примитивному организму обучающий сигнал.
Процесс обучения состоял в следующем: три раза подряд с интервалом ровно один час температуру примерно на десять минут снижали на три градуса, уменьшая при этом и относительную влажность воздуха до 60%. Такого «ужесточения режима» оказалось достаточно, чтобы практически полностью остановить движение слизи использовать энергию в таких некомфортных условиях было бы для неё сродни самоубийству.
Самое удивительное произошло ещё через час. Учёные не стали менять ни температуру, ни влажность, а слизь остановилась точнее, снизила скорость локомоции.
В первый раз скорость упала почти вдвое, ещё через час на 1020%. Через три часа после последнего стимула снижение почти сравнялось по амплитуде со случайными флуктуациями, однако и здесь оно прослеживалось. Дело в том, что учёные многократно повторяли амёбные гонки в одних и тех же условиях, и число замедлений значимо превышало число случайных ускорений.
Ещё через час грибок, казалось, окончательно забыл уроки никаких заметных изменений скорости его продвижения по линейке не происходило. Однако стоило ему напомнить изученное прежде снова опустить температуру и влажность, как ровно через час после этого грибок опять замедлялся. Такая скрытая, не проявлявшаяся до напоминания память, сохранялась у слизи до 6 часов. Повторение стимула через семь и более часов после обучения не приводило к каким-либо изменениям в скорости распространения организма через час после напоминания.
Кстати, напоминающий стимул учёные повторяли не только в фазе ровно через 4, 5 и 6 часов после последнего урока, но и в противофазе через 4,5 и 5,5 часов. Результат оставался тем же ещё через час слизь притормаживала.
Японцы поэкспериментировали и с другими интервалами между уроками от полутора часов до получаса. Самый сильный эффект был отмечен для промежутка в 50 минут и час ровно. Исследовали учёные и зависимость от размеров организма. Лучше всего обучению поддавались самые маленькие грибки весом от 5 до 10 миллиграммов. Исследовать ещё меньшие организмы не получалось – от такого перепада температур и влажности, что им предлагался, они бы погибли.
Как заявили журналу Nature Джеймс Шапиро из Чикагского университета и Стивен Строгац из Корнелла, если результаты японской группы подтвердятся, способность Physarum polycephalum к обучению будет важным дополнением к списку «крутых штук», на которые этот организм способен.
Что касается происхождения этих удивительных для столь примитивного организма способностей, у японских учёных есть не только объяснение, но даже математическая модель. По их мнению, такое поведение может возникнуть в случае, если в сложной системе биохимических сигналов, которыми обмениваются элементы P. Polycephalum, происходят естественные колебания самых разных временных масштабов связанные, например, со временем выделения того или иного вещества и его переносом от одного участка «суперклетки» к другому.
Обычно все эти циклы будут не согласованы по фазе, да и фаза каждого отдельного «маятника» будет флуктуировать. Тем не менее, «накачка» периодическим сигналом будет приводить к преимущественному сдвигу фазы к одному значению, считают японцы, по крайней мере, такая модель объясняет поведение слизи. К моменту, когда через час приходит новый стимул, все маятники с периодом в один час подходят с близкими фазами, и их единство новым стимулом лишь укрепляется. Маятники с другими периодами придут к новому стимулу с разными фазами, потому в их поведении второй стимул ничего не изменит.
Получается что-то вроде резонансной накачки, только не одного маятника, а большого их числа. Да и механизм этой накачки слега отличается от резонансного вместо увеличения амплитуды одного маятника происходит согласование фазы большого их числа.
«Забывание» обеспечивают случайные флуктуации фазы, из-за которых согласованность фаз со временем теряется. В итоге модель качественно количественно модель показывает значительно меньший отклик на стимулы объясняет наблюдаемое поведение слизи. И это несмотря на то, что модель не учитывает взаимодействия между индивидуальными «маятниками», неизбежного для материальных процессов.
Наличие у Physarum polycephalum способностей учиться, забывать и даже вспоминать вроде бы уже забытое при напоминании не может не поражать. Обычно такие умения связывают с достаточно сложным мозгом. Хотя, возможно, удивляться не стоит. Ведь основным занятием нейронов является именно передача сигналов от одного к другому по сложным контурам головного мозга. Этих контуров великое множество, широк и спектр периодов этих маятников, а в наличии взаимодействия между ними сомневаться вовсе не приходится. Так что, возможно, принципиально человеческий мозг и многоядерная слизь не так и различаются.