Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Виртуальная литература грозит затмить по популярности традиционные "бумажные" жанры
Понятие «сетевой литературы» уже давно перестало быть феноменом. Многие авторы ищут читателей в Интернете, предпочитая книжным прилавкам просторы Всемирной паутины. Глобальная сеть как область самиздата активно продвигается даже известными писателями. К примеру, на днях американка Джоан Харрис, автор популярного романа «Шоколад», присоединилась к сетевому литературному проекту TheNeverEndingStory, предлагая интернет-пользователям совместно написать роман. Впрочем, в нашей стране дело принимает несколько иной оборот – предназначенные для Сети произведения, напротив, появляются в печати. Российские читатели обнаруживают в книжных магазинах изданные на бумаге интернет-дневники вполне обычных людей. Можно смело утверждать, что мы являемся свидетелями рождения произведений нового формата и стиля – так называемой блоголитературы.Сетевой дневник, или блог (его международное название), отныне доступен каждому: его можно наполнять любым содержимым и даже превращать в публичный и литературный объект. Из парочки интересных замечаний, разбавленных фотографиями и рисунками, образуется некое подобие «книги о жизни», сначала читаемой лишь друзьями, а затем и случайными любителями взглянуть на чужой мир «из-за стекла». Дневниковые новички, сами того не замечая, включаются в борьбу за внимание: банальное и корявое «сочинение» на тему «как я провел день» вдруг превращается в довольно осознанные излияния. Возникает целый литературный жанр, отныне привлекающий тысячи людей и, одновременно, вызывающий множество споров.
В Союз писателей – с дневником
Все началось примерно пару лет назад, когда русские блоги обнаружили особое и вовсе не характерное, к примеру, для США, рвение к рейтингам. Вокруг «живых журналов» влиятельных личностей (а у нас их ведут и политики, и бизнесмены, и журналисты, и литераторы) стаями стали собираться читатели – по нескольку тысяч на один ЖЖ. Привлекать виртуальных друзей стали и не известные доселе люди, обнаружившие в себе «дневниковый талант» – изо дня в день ярко и необычно излагать на страницах своего журнала простые, на первый взгляд, мысли. Несложные заметки выросли в литературные произведения малого жанра, а их авторы – в так называемых сетевых писателей, собирающих вокруг себя приличную аудиторию.
Первой печатной книгой, выросшей из блога, стал сборник «Владимир Владимирович» Максима Кононенко, изданный в 2005-м. Через год мистер Паркер (псевдоним автора), ныне закрывший журнал, объявил премию для лучших блогов. Среди прочих номинаций была и литература. В ней победила девушка, существующая в ЖЖ под забавным псевдонимом Марта Кетро. Искренне и по-женски трогательно повествующая о подругах, кошках и любви, эта легенда русского Интернета, между прочим, стала первым сетевым автором, принятым в Союз писателей. С момента получения Паркеровской премии содержание ее журнала дважды принимало печатную форму – в виде книг «Хоп-хоп, улитка» и «Улыбайся всегда, любовь моя».
Тем временем творчество блоггеров, подобных Марте, вдохновило одно московское издательство на выпуск целой серии книг под названием «Письм@ моих друзей». Результат оказался вполне удовлетворительным – уже более года на прилавках книжных магазинов появляются произведения молодых авторов, зарекомендовавших себя в Живом Журнале. Судя по отзывам, читателей вполне привлекает легкий дневниковый стиль повествования, перенесенный на бумагу, – наивный и естественный, он делает жизненный винегрет еще более живым и настоящим. А поскольку этим требованиям в большей степени отвечает именно женская проза, то издатели сосредоточились в основном на авторах слабого пола, опубликовав несколько популярных «блоггерш» вроде ироничной журналистки Марии Скатовой, темноволосой красавицы Анны Ривелотэ и загадочной Муры Мур.
Впрочем, не отстают от дам и мужчины. Один из самых раскрученных на сей день ЖЖ-писателей – «человек без национальности» Алмат Малатов, существующий под псевдонимом Immoralist и собравший вокруг своего блога 7-тысячную аудиторию. Сборник его рассказов «Двоичный код», сначала опубликованный в дневнике автора, издали еще два года назад. А этим летом вышла нашумевшая книга Малатова «Кризис полудня», которую сравнивают с творениями Буковски, Уэльбека и Минаева. Наблюдательный и в меру циничный, Immoralist вполне оправдывает свой интернет-псевдоним – однако вовсе не отсутствием в своих рассказах морали, а пребыванием где-то сверху, вне добра и зла. Малатов, между прочим, считает, что блоготворчество вполне вписано в современный литературный контекст. Так считают и организаторы совсем недавно запущенного в Живом Журнале проекта «ЖЖOuT»: по итогам конкурса на лучшую дневниковую запись в ноябре будет издан печатный сборник с текстами-победителями.
«Цифровой лес заурядности»
Между тем блоголитература, с ее возможностями и недостатками, – тема довольно обсуждаемая как в художественной, так и в интернет-среде. На англоязычном книжном рынке даже придумали специальное слово blook, означающее изданный в виде книги блог (игра слов «blog» и «book»). Но что интересно, на Западе относятся к этому явлению довольно скептически: например, в июне калифорниец Эндрю Кин выпустил книгу под названием «Культ любителя: как сегодняшний Интернет убивает нашу культуру». Автор, не стесняясь в выражениях, клеймит владельцев онлайновых дневников, называя их «ворами», копирующими чужие работы и создающими «бесконечный цифровой лес заурядности».
Россияне, напротив, явно возлагают на новый жанр большие надежды. Нигде в мире автор онлайн-блога не способен собрать семь тысяч читателей – у нас, как мы уже видели, этот рубеж давно пройден. Польза, несомненно, есть: Интернет – хороший инструмент для поиска талантливых авторов. Однако покидать границы свободолюбивой Сети нужно с умом: по крайней мере осознавать ответственность за содержание своих записей и верно определять ту их часть, которая действительно достойна быть опубликованной на бумаге. Молодой и свежий жанр загубить не так сложно.